Приход Леонида Кучука в «Локомотив» сопровождался недоуменным ворчанием: под заявляемые высокие цели можно было поискать тренера с более громким именем. Но теперь «Локомотив» играет лучше, чем когда-либо с далеких чемпионских времен. В чем сила Кучука, мы узнали у людей, работавших с ним прежде.
Важа Тархнишвили. Спортивный директор ФК «Шериф». 11-кратный чемпион Молдавии в составе «Шерифа». Пять раз признавался лучшим защитником чемпионата Молдавии. Работал с Кучуком с 2004 по 2011 год.
Станиславович знает все про своих футболистов. У кого заболел ребенок, кто поругался с женой, как здоровье у мамы и у папы. Он сам для нас был как отец. Он мог в любой момент зайти в комнату к игроку просто поговорить, обсудить проблемы. Мы чувствовали, что он к каждому относится с душой, и поэтому в нашей команде не было никаких ЧП. Еще он очень пунктуальный человек, я не помню, чтобы он хоть раз куда-то опоздал хотя бы на минуту.
Алексей Козлов. Защитник «Кубани» и сборной России. Работал с Леонидом Кучуком с января по май 2013 года в ФК «Кубань».
Леонид Станиславович — строгий тренер, любящий дисциплину. У него все расписано до мелочей — от тренировочного процесса до питания. И если его не устраивало поведение игрока, то он высказывал ему это в лицо при всей команде. Мог даже с тренировки выгнать. И если человек получал замечания от Кучука, то после этого делал все возможное, чтобы больше этого не было. Кучук делал замечание так, что становилось понятно: второго замечания может уже не последовать, а ты просто начнешь искать себе новый клуб.
Богдан Шершун. Защитник луцкой «Волыни». В прошлом игрок ЦСКА и сборной Украины. Работал с Кучуком с июня 2011-го по июнь 2012 года.
Кучук никогда особо не кричал на игроков. У него очень пронзительный, строгий взгляд. Один раз посмотрит тебе в глаза, и пропадает всякое желание с ним спорить.
Алексей Козлов: Когда Кучук только пришел в «Кубань», на первых же тренировках стало ясно, что он абсолютно точно знает, как должна играть команда. Я крайний защитник, это такая позиция, где действия стандартны практически при любой схеме. Главное, что изменилось, — взаимодействие во всех линиях. Между защитниками и полузащитниками. Лично я получал огромное удовольствие от того футбола, в который тогда играла «Кубань». При Кучуке мы не проиграли ни одного матча, заняли самое высокое место в истории клуба, попали в Лигу Европы. Скажу честно: я очень расстроился, когда стало ясно, что Кучук покидает «Кубань».
Богдан Шершун: Тактике Кучук уделял очень много времени. Минимум час на тренировке. Он бросал мяч в определенную точку, а после этого каждого игрока отводил к тому месту, где он должен располагаться, когда мяч попадает в эту зону. Потом в другую точку — и снова пошли. И это не считая теоретических занятий.
Важа Тархнишвили: Когда мы играли в Лиге Европы, то действовали строго от обороны, с быстрыми переходами в атаку. Так же сейчас играет и «Локомотив» против сильных соперников. С той разницей, что игроки в «Локомотиве» на порядок лучше. У Станиславовича потрясающая чуйка на замены. Он всегда угадывает. Очень много победных голов в его командах забивают люди, вышедшие на замену.
Богдан Шершун: Единственное, что я не понимал в работе Кучука, — это то, как он ротирует состав. В одном из матчей наш нападающий забил два или три гола, но всю следующую игру просидел на скамейке. Он был здоров, в хорошей форме. Никто не понял этого решения. Правда, ту игру мы в итоге выиграли.
Важа Тархнишвили: В «Шерифе» играл сын Станиславовича — Леша Кучук. Он до сих пор считается лучшим бомбардиром в истории клуба. Но именно ему попадало от Станиславовича больше всего. Даже если он сыграл хорошо, но команда не добилась результата, именно Леша получал втык.
Алексей Козлов: У Леонида Станиславовича очень хорошие помощники. И в профессиональном плане, и по человеческим качествам. Я каждому человеку из того тренерского штаба благодарен.
Важа Тархнишвили: Станиславович всегда мне говорил, что я должен быть его голосом на поле. Подсказывать тогда, когда он сам не может докричаться до футболистов. Поэтому мы очень много с ним разговаривали о футболе, о том, как мы должны играть, как должен действовать тот или иной футболист. Я не знаю, кто эту роль выполняет в «Локомотиве», но мне кажется, это Чорлука, Тарасов и Шишкин.
Алексей Козлов: Кучук — фанат своего дела. Он живет футболом 24 часа в сутки. Я не знаю человека, который бы так любил футбол и был предан ему. Он очень много смотрит, анализирует. Он показывал нам отрывки из матчей многих команд, объясняя действия игроков в том или ином эпизоде. Часто бывает так, что теория утомляет игроков, но при Кучуке все полтора-два часа теоретических занятий было очень интересно. Чаще всего он приводил в пример и показывал отрывки из действий дортмундской «Боруссии» и донецкого «Шахтера». На взгляд Кучука, «Боруссия» играет в самый современный футбол — с быстрым переходом из обороны в атаку и с быстрым перекрытием зон при обороне. Игра «Шахтера» ему тоже очень нравится, тем более что до «Кубани» он работал на Украине и очень хорошо изучил эту команду.
Богдан Шершун: Кучук помешан на футболе. Можно сказать, что немного сумасшедший даже. Но именно поэтому он и добивается результата с каждым клубом. Я не сомневался, что у него получится в «Локомотиве». Если в клубе ничего не произойдет, никто ни с кем не поругается, то «Локомотив» с Кучуком будет каждый год бороться за чемпионство.
Важа Тархнишвили: Я не знаю, чем Станиславович занимается помимо футбола. Мне кажется, что его больше ничего не интересует. Он живет футболом, дышит им. Я не могу представить его отдыхающим. Мы даже когда в отпуске встречались или созванивались, говорили о футболе. Футбол — вся его жизнь.
Александр Толстиков. Руководитель компании D-Sports.
Я сразу хочу сказать, что я не агент Леонида Кучука. Мы друзья. У Леонида Станиславовича вообще нет агента. Мы знакомы уже восемь лет, и главное качество Леонида Станиславовича — трудолюбие. Он постоянно учится, анализирует все новое, что происходит в футболе. Поверьте, любой тренер, который достигает успеха на протяжении нескольких лет, очень много работает. Не только Кучук, но и Моуринью, и Гвардиола. Но нужно уметь отвлекаться от футбола. Иначе просто сгоришь. На рыбалку или охоту мы с Леонидом Станиславовичем вместе не ходили, но я знаю, что он любит театр и старается не пропускать интересные премьеры.
Важа Тархнишвили: Самым удачным годом для нас стал 2009-й. Мы выиграли чемпионат и Кубок Молдавии, Кубок Содружества и впервые вышли в группу Лиги Европы. Вскоре Станиславович ушел: ему стало тесно в Молдавии, он здесь все выиграл.
Александр Толстиков: Единственный клуб, в котором Кучуку не удалось добиться успешного результата, — белгородский «Салют». Это был 2010 год. Он к тому времени выиграл с «Шерифом» шесть чемпионатов Молдавии, три Кубка Молдавии и Кубок Содружества, и было понятно, что надо переходить в более сильный чемпионат. То есть российский или украинский. Пусть даже и в команду первой лиги. Но в «Салют» Кучук пришел в неподходящее время. Он возглавил клуб за несколько туров до конца первого круга. А потом начался раздрай: руководство начало продавать футболистов, обещания не выполнялись. Команда посыпалась, проиграла несколько матчей подряд, и Кучук ушел. Но после «Салюта» он и с киевским «Арсеналом», и с «Кубанью» добился лучших результатов в истории этих клубов.