Во второй части эксклюзивного интервью Football.ua мы говорим с Юрием Бакаловым о периоде его работы в Арсенале: как он стал главным тренером прямо в автобусе, почему руководство Канониров захотело в Европу раньше времени и что заставило футболистов хвататься за голову после прихода Леонида Кучука.
«...С Кучуком и между фишками ходили, и футболистов за руку водили, и роль манекенов исполняли»
- Вспоминая финиш того сезона и матчи с Севастополем, Кривбассом и Ворсклой, напрашивается мысль, что именно непопадание в Лигу Европы вынудило Рабиновича искать другого тренера (в данном случае им стал Кучук)...
- Об этом надо спрашивать уже у Вадима Зиновьевича. Изначально, когда мы разговаривали на тему назначения меня главным тренером Арсенала и подписывали контракт, то было сказано о двух годах работы. Ну, а потом, наверное, у Рабиновича какие-то амбиции руководителя все-таки взыграли. Ведь если в команду пришел молодой необстрелянный тренер, а еврокубки были совсем рядом, то что тут скажешь? Тем более, коллектив мог добавить, и Рабинович был прав. Потому что как только пришел Кучук, Арсенал наконец-то пробился в Лигу Европы. Хотя много работы для этого было проведено и моим тренерским штабом, что очень важно. Ведь та команда, которая создавалась нами с прицелом на следующий сезон, потом добивалась результата. Но в итоге Рабинович оказался провидцем (улыбается).
- Как так получилось, что вы сразу оказались первым помощником у Кучука? Ведь сейчас почти все тренеры кочуют вместе со своим штабом или хотя бы одним помощником...
- Изначально Кучук приехал, если я правильно понял, со своим тренерским штабом, с которым трудился в молдавском Шерифе. А в Киев с ним прибыло два помощника. Как он относился к тому, чтобы я ему помогал, надо спрашивать у самого Леонида Станиславовича. Хотя когда уже Кучук окончательно возглавил Арсенал, мы встретились в офисе, разговаривали тет-а-тет. Говорили очень долго (даже не минут 30, и не полтора часа!) о футболистах, о команде, просто о жизни. Он понял мое виденье футбола, я ознакомился с его виденьем. И скорее всего, именно исходя из этого разговора, Леонид Станиславович принял меня в свой тренерский штаб. Но если бы он сказал «нет», то все. Хотя, уверен, и нас обоих имелись определенные опасения насчет того, сработаемся мы или нет.
- У вас не было чувства, что с приходом Кучука вы упустили главный шанс в свой жизни?
- У меня есть своя жизненная позиция — двигаться вперед. То, что было обидно — да. Однако я уже говорил, что в этой ситуации могу винить только сам себя. Ведь шанс был — бери только и выполняй задачу. И тогда речи о другом тренере и не велось бы вообще. Тем более, никто не мешал, не вставлял палки в колеса, все только помогали. Что же касается амбиций, то к данной ситуации надо немного относиться с улыбкой. Не получилось здесь, значит, получится в следующий раз. Тем более что еще есть чему учиться. И если мне выпадет возможность поработать с более опытным и квалифицированным тренером, то я не считаю это зазорным. Знаете, есть такая старая избитая пословица: «Лучше сделать один шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед».
- Какие три вещи в первую очередь изменил Кучук в Арсенале, когда стал его главным тренером?
- В первую очередь, поменялся тренировочный процесс. Второе — подтянулась игровая дисциплина в команде, ведь Кучук — тактик до мозга костей. Сначала даже футболисты привыкали к новым требованиям и их определенным нюансам. Тем более что Леонид Станиславович более жесткий, что ребята сразу почувствовали.
- Правда, что Кучук в самом деле брал игроков за руки и водил по полю, расставляя в нужных местах?
- Да, было дело. При этом Леонид Станиславович заставлял так же делать и тренерский штаб. Мы заходили к нему перед тренировкой, каждый получал определенный участок работы, за который отвечал. И все проделывали до мелочей. Было такое, что ауты бросали минут по 15, и ходили между фишками, и за руку игроков водили, и роль манекенов исполняли (улыбается). В работе Кучука было очень много интересных моментов, а также щепетильность. Если тренировка рассчитана на 1 час 3 минуты, то она будет длиться именно 1 час 3 минуты. Это все контролировали его помощники, которые везде ходили с блокнотиками, все записывали, с карандашами бегали по полю, высчитывали расстояния в метрах и сантиметрах. А если на тренировке футболисты играли в квадрат, то фишки ставились не просто так, а на строго измеренном расстоянии. Да, поначалу все это воспринималось с улыбкой, где-то и с негативом. Даже я некоторое время ходил и удивлялся. Но когда ты видишь, что работа приносит свои плоды, все входит в систему и отрабатывается на автомате.
- Возможно, Кучук увлекался какими-то научными формулами?
- Насчет научных формул — не знаю, а вот математическими просчетами мы занимались. И все выводы делались на базе тщательного статистического анализа каждой игры. Все опиралось на цифры. В процессе подготовки появилось немало упражнений из статодинамики, практиковали маховую координацию, шаговую координацию.
- Футболисты, наверное, в первое время хватались за голову?
- Да, когда изначально поступает столько новой информации. Тем более, когда многие привыкли работать по привычным для нас стереотипам. В общем, школа была хорошая, и ребятам она пошла на пользу, а мне — тем более.
- Наверное, бывали и такие тренировки, когда занятие полностью проходило без мячей?
- Были, та же маховая координация никак не предусматривает использование мяча. Также шаговая координация. Отрабатывались и тактические передвижения.
- При Кучуке в Арсенале начали появляться очень качественные легионеры типа Флореску и Одибе. Это были люди самого Леонида Станиславовича или их находили путем селекционного отслеживания?
- Насколько я знаю, у Кучука имеется очень большая информативная база. Он постоянно контактирует с различными агентами в разных странах, мониторит громадные просторы. Вот что я у него почерпнул, так это отсутствие узкого профиля и зацикленности на одном чемпионате. Кучук постоянно работает с масштабной базой, отслеживает футболистов, и с трансферами проблем вообще не было. Поэтому футболисты появлялись по желанию главного тренера, и последнее согласие давал только он. Именно Кучук подбирал футболистов, спрашивал наше мнение по кандидатурам, и все решал. Ведь селекционной службы в Арсенале никогда не было.
- Кстати, о легионерах: когда-то в интервью нашему сайту Доминик Адия говорил, что в Арсенале нет переводчика, и что он не понимает больше половины установки тренера, прислушиваясь на поле только, к собственным инстинктам...
- Насчет переводчика мне сложно что-то говорить. Но насчет «понимает/не понимает», то всегда стоит помнить, что есть такая категория иностранцев, которые для отмазки применяют именно словосочетание «я не понимаю». Хотя, что касается других моментов, то легионеры все прекрасно понимают. И смотря тем матчи, которые Адия провел в Арсенале, не думаю, что он совсем не понимал, что от него требуется. Да, есть и техническая сторона, но у нас в команде многие ребята довольно неплохо владеют английским. Другое дело, желание самого Адии. Он всегда мог подойти к тренерам и обсудить тот или иной момент.
Максим Сухенко, Глеб Корниенко, Football.ua