Руководство футбольного «Локомотива» плюнуло в лицо трем тысячам своих болельщиков.
Короткое сообщение, появившееся на официальном сайте железнодорожников в 11 часов утра 3 мая 2013 года войдет в историю футбола, как объявление войны между спортивными топ-менеджерами и фанатами:
«В последнее время на Южной трибуне стадиона «Локомотив» во время домашних матчей нашей команды участились случаи различных правонарушений. Люди, едва ли не в первый раз пришедшие на стадион, позволяют себе абсолютно нехарактерные для настоящих болельщиков «Локомотива» вещи. В этой связи продажа билетов на Южную трибуну стадиона в Черкизове на двух последних домашних матчах сезона с ЦСКА и «Мордовией» будет закрыта».
Беспрецедентная ситуация. Никаких серьезных правонарушений за болельщиками «Локомотива» в сводках МВД не числится. Да, были задержания после матча с «Ростовом» - 28 апреля 46 человек были доставлены в ОВД, большинство отпущено без составления протоколов. Да, 35 болельщиков были задержаны еще до начала матча «Локомотив»-«Динамо» 9 марта. На них составили протоколы в соответствии со статьей 20.21. КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения). Но зачем использовать оружие массового поражения и запрещать смотреть футбол тысячам?
Ситуацию во многом проясняет еще одно заявление Совета директоров клуба, опубликованное на официальном сайте «Локомотива» 29 апреля. Вот цитата:
«Нам удивительно наблюдать нездоровую атмосферу на последних домашних матчах. Ситуация, когда большую часть игры трибуны скандируют оскорбления в адрес игроков и руководства собственного клуба, кажется нам абсолютно неприемлемой».
Но какая реакция была бы естественней протеста? За три года, в течение которых президентом клуба является Ольга Смородская, «Локомотив» не выиграл ни одного трофея, ни разу не взял даже бронзовых медалей чемпионата. А в 2013 году в телевизионных комментариях впервые за 27 лет начали проскальзывать фразы: «Локо» еще может вылететь из Премьер-лиги».
Разумеется, фанаты проводили многочисленные акции, требуя отставки руководства. Но все действия болельщиков носили исключительно мирный и ненасильственный характер. Прав госпожи Смородской и других членов Совета директоров клуба никто не ущемлял. В запрете же на продажу билетов ущемление прав болельщиков – налицо. Всем известно, что посетить фанатскую трибуну «Локомотива» - удовольствие недорогое. Цена билета на «Юг» - от 150 до 300 рублей. Фанатам, лишенным права прийти на Южную трибуну на ближайшем матче с ЦСКА, теперь придется покупать билеты на Западную или Восточную трибуны. Цена удовольствия – от 1000 рублей. Способствует ли это популяризации футбола в стране? И улучшит ли атмосферу на стадионе?
Симптоматично, что по мере нарастания фанатского протеста, руководство клуба избирало все более репрессивные меры самозащиты. Чем-то похоже на внутреннюю политику страны. По началу Ольга Смородская просто махала на болельщиков рукой под видеозапись. Потом, когда стяжки и баннеры с требованием отставки начали появляться не только на Южной трибуне, но даже на семейном секторе, был создан «список 118» - ровно стольким болельщикам было запрещено посещать домашние матчи «Локомотива». Правда вскоре после принятия списка последовала «великодушная» амнистия и список упразднили. И вот теперь – новый виток, не просто запрет, а настоящее объявление войны: 3000 человек приравнены к хулиганам, отбросам, «уголовникам».
«Локомотив», занимающий 10-е место в турнирной таблице футбольной Премьер-лиги, готовится к матчу с «Амкаром», как к последнему бою. Раньше игры подобного рода фанаты красно-зеленых воспринимали, как «проходные», где победа – неминуема. Теперь – все наоборот. По мнению руководства клуба, в этом есть вина болельщиков. Кто, простите, сумасшедший?
* Автор - болельщик «Локомотива» с 12-летним стажем