Дмитрий Лоськов. Меньше слов – больше дела
Дмитрий Лоськов, абсолютный рекордсмен чемпионатов России по системе «гол+пас», - икона болельщиков столичного «Локомотива». В рамках проекта, посвященного 20-летию чемпионата России, Sportbox.ru собрал самые яркие цитаты лучшего плеймейкера в истории российского футбола, а также слова, сказанные о нем партнерами.
Лоськов — личность непубличная. Он редко дает интервью и нечасто балует журналистов откровениями.
— Я не любитель давать интервью, потому что потом, бывает, читаешь то, чего и не говорил. Да и родители с детства внушали мне простую мысль: «меньше слов — больше дела». Я совершенно непубличный человек. Мне такая популярность неинтересна.
К журналистам Лоськов относится уважительно, но насторожено. Вообще, по его признаниям, Дмитрий старается поменьше читать спортивную прессу, считая, что в ней работает не так много профессионалов.
— Увы, в последнее время появилось немало дилетантов, которые стали учить тренеров, как тренировать, а игроков — как играть. Это мне неинтересно. Конечно, каждый может высказать свою точку зрения — но не навязывать ее. Вот мнение специалистов мне всегда любопытно. Впрочем, учить писать я никого не собираюсь — не мое это дело.
Перед матчем чемпионата России с махачкалинским «Анжи», когда за дагестанцев еще играл Роберто Карлос, журналисты спросили Лоськова, собирается ли он после встречи обменяться с бразильцем футболками?
— Думаю, Роберто Карлос не обидится, если я скажу, что мне его футболка не нужна. А вот моя жена по своим каналам уже договорилась о таком подарке.
— Авторитет Лоськова непререкаем. Причем не только в родном «Локомотиве», но и во всем российском футболе. Вратарь железнодорожников Маринато Гилерме признавался, что берет с него пример, отдавая дань уважения многолетнему лидеру «Локо». Капитан — это не только тот человек, который носит повязку на руке. Он должен мобилизовывать партнеров, поддерживать их. В общем, капитан по духу. И в «Локо» это не только я, но и еще несколько ребят. Кроме того, стараюсь брать пример с бывших капитанов. Особенно с Лоськова, это глыба, а не футболист! Для меня огромная честь играть вместе с легендой «Локо».
Многолетний партнер и тезка Лоськова Дмитрий Сычев вспоминал, как принималось решение о его увольнении из «Локомотива». Представить красно-зеленую команду без Лоськова и впрямь было сложно.
— Когда я узнал, что с Лоськовым расстались, ходил сам не свой. Пар из головы шел: «Как такое может быть, чтобы «Локомотив» — и без Лоськова?!" Мы хотели пойти просить за него. Но Дмитрий сказал, что шансов никаких. Тогда и впрямь ничего сделать было нельзя. Вопрос был давно решен — убрали Дмитрия грамотно. Вообще провернули, как настоящую операцию спецслужб.
Свои феноменальные показатели по системе «гол+пас» Лоськов объясняет тем, что ему везло с партнерами, которые играли в нападении.
— Как говорил Георгий Ярцев, «не тот король, кто с мячом, а тот, кто себя предлагает». Мне в этом плане с партнерами везло. В «Ростсельмаше» здорово умели открываться Андреев с Масловым, в «Локомотиве» — Джанашия с Сычевым. Я их на поле буквально нюхом чувствовал.
Был в карьере Лоськова эпизод с раменским «Сатурном» и эксцентричным тренером Юргеном Ребером. Полузащитник рассказывал немало забавных историй, связанных с ним.
— В этом сезоне Ребер впервые поставил меня в матче со «Спартаком». И я испытал шок от того, что творилось на поле. Анархия. «Спартак» набил нам четыре штуки, а мог и больше. Возили, как щенков. Причем смотришь в глаза ребят, а там — пустота. Никто даже на себя разозлиться не в состоянии. Всем результат до одного места. Я всегда после матча долго не могу уснуть, но от «Спартака» отходил особенно тяжело. Такая накатила безысходность, что до шести утра глаз не сомкнул.
— Ребер ругался, мужик-то эмоциональный. Но крики команде совершенно не помогали. Потому что, кроме fuck off, мы не слышали ничего. Тренер жил в своем мире. Тасовал состав, менял игроков местами, отправляя на непривычные позиции. Дошло до того, что форвард Ковель превратился у него в правого защитника! Кстати, любимый игрок Ребера. Постоянно повторял: «Мне нужно в команде одиннадцать Ковелей». В «Сатурне» есть отличный специалист по физподготовке Клаудио Бордон, но Ребер его к тренировкам почему-то не подпускал. Зато у немца мы могли по 45 минут тупо бегать вокруг поля в одном темпе и хлопать в ладоши. Зачем хлопать? Вырабатывать коллективизм. Ребер сказал: «Кто не хлопает — тот противопоставляет себя команде». Он и Гусина из-за этого убрал. Серьезно, какие уж тут шутки. В Кратове прекрасное поле, но Ребер отчего-то гонял нас на соседнем, синтетическом. У Андрея от такого покрытия разболелись колени. Предложил: «Давайте буду делать то же самое — но на нормальном газоне». Сначала разрешил. Гусин стал бегать там и вскоре услышал: «Ты отделяешь себя от коллектива. Это плохо. Ищи другой клуб».
В России немало и своих эксцентриков на тренерском мостике. С одним из них, Анатолием Бышовцем, у Лоськова отношения не заладились. Именно Бышовец был инициатором отчисления Дмитрия из «Локомотива» в 2007-м. Известный тренер на предматчевых занятиях нередко декларировал игрокам стихотворения Киплинга и древние притчи.
— Стихи и притчи у него на теории и впрямь звучали часто. Одна притча врезалась в память. Стали из глины лепить кувшин. Сначала ее давили руками — глине больно, но терпит. После засунули в печь. Глине жарко, но терпит. И получился дивный сосуд. Заканчивал Бышовец так: «Вот и вы должны терпеть. Зато потом вырастете в прекрасных футболистов и будете со мной побеждать. Потому что я — избранный свыше и послан сюда научить вас играть в футбол». Наши ребята, ко всему привыкшие, реагировали спокойно. А вот у легионеров глаза лезли на лоб от таких речей.