Комментатор "НТВ-Плюс" – о своем временном отстранении от работы на матчах "Локомотива".
Для кого-то это станет откровением, но, оказывается, футбольные клубы спортивных комментаторов "банят". На молодежно-интернетовском жаргоне, кто не в курсе, это означает – отстраняют от себя, удаляют из круга общения. В нашем случае – накладывают вето не ведение репортажей матчей с участием своей команды. Не телевизионное, то есть непосредственное начальство по каким-либо причинам ограничивает деятельность собственного сотрудника, на что, в общем-то, имеет законное право, а именно руководство клуба "предписывает" медиа-боссам кого назначать на ведение репортажей, а вернее – не назначать.
Практика эта, правда, появилась не так давно – перед началом нынешнего сезона. Да и массового распространения не получила. Пока, во всяком случае. Однако "первопроходец" уже имеется – комментатор "НТВ Плюс" Алексей Андронов. Его "забанил" "Локомотив" и лично Ольга Смородская.
ЗНАЮ, ПОЧЕМУ МЕНЯ "ЗАБАНИЛИ"
– Алексей, вы действительно единственный, кого отстранили от репортажей по "клубной принадлежности"?
– Во всяком случае, мне об этом несколько раз сказали прямым текстом. При этом тон однозначно давал понять, что мне надо как следует подумать, почему я оказался единственным комментатором, кто попал под плоды этой идеи – не самой удачной, на мой взгляд.
– А откуда она взялась?
– Василий (Уткин. – Прим. А.М.) придумал накануне старта сезона и предложил клубам, чтобы они по желанию могли "забанить" по одному любому комментатору. Знаю, Валерий Газзаев, как только услышал, отреагировал очень эмоционально: дескать, что это за выдумки, мы принципиально никого "убирать" не будем.
– Вам известно, что послужило поводом для вашего отстранения?
– Я думаю, что мне известно. Напрямую никто не говорил, но, полагаю, случилось все после эфира "Удара головой", где обсуждался "банановый" инцидент на матче "Локомотива" с "Анжи". На передачу пришел представитель железнодорожников и начал рассказывать о том, что в произошедшем на сто процентов виноваты болельщики "Анжи", которые специально решили спровоцировать "Локомотив". На что я ему возразил: дескать, откуда у вас такая стопроцентная уверенность? Вы нашли виновного, показали его общественности?
– И что, столь невинное замечание вызвало такую реакцию?
– Могу только предполагать, что это так. Интересно другое. С самой Ольгой Юрьевной не общался, но уже перед Новым годом, когда первый этап чемпионат завершился, мне позвонил Уткин и сказал, что только что с ним связалась Смородская и попросила "дисквалификацию" снять. Самое смешное, что это, видимо, опять было связано с "Ударом головой", в котором я хвалил селекцию "Локомотива". Более того, потом от нее звонил человек, приглашал на встречу Смородской с журналистами, но я не смог пойти, поскольку находился в Берне на матче "Анжи".
– По-вашему, почему никто не воспользовался предоставленной Уткиным опцией – только "Локомотив"?
– Это чисто женский поступок. Ни один мужчина так не сделал бы. Принято считать, что у меня натянутые отношения с Карпиным, хотя это не так, есть другие руководители, у которых непростые отношения с некоторыми комментаторами, но ни один клуб не пошел на такой шаг. Никто! Не знаю, воспользуется ли "Рубин" сейчас этим правом – было бы забавно…
– Почему?
– Вася говорил про них, что эта команда "не нужна российскому футболу". По мотиву их же собственных заявлений Константину Геничу перед матчем с "Челси": "Вы чего сюда приехали? Мы же не нужны никому!". Вот поэтому в программе "90 минут плюс" имел место целый пассаж о том, что такая команда просто-напросто не нужна российскому футболу, от нее нет никакой пользы, никакого толку.
"ПРОСЛУШКА" В ЧЕРКИЗОВЕ – ВОВСЕ НЕ СЛУХ
– Если же вернуться к "любимому" "Локомотиву", что думаете о происходящем в нем и вокруг него?
– Мне кажется, время давно показало и сделало очевидным факт: Смородская находится не на своем месте. Когда она только пришла в "Локомотив", я воспринял это с некоторым энтузиазмом. В первые месяцы она поднимала темы и затрагивала такие вопросы, которые никто не поднимал и не затрагивал. Но потом ее куда-то унесло. И уже оттуда, из-за облаков, она пытается руководить и что-то рассказывать. На мой взгляд, это очевидно. Тут целый набор: селекция, отношения с болельщиками, с прессой, смены тренеров, слова, которые при этом говорились. После пребывания Коусейру и его ухода у всех должны были отпасть последние вопросы. Это просто абсолютно непрофессиональное руководство клубом.
– А как же работа Ольги Юрьевны в "большом" ЦСКА?
– То совсем другая тема. Это не спорт в чистом виде. И уж во всяком случае не столь динамичный спорт, как футбол. Опять же там не было связи с конкретными болельщиками, которых то не пускают, то им что-то запрещают. Уж не говорю про слухи о детекторе лжи, на котором тренерам приходится проходить проверку. А разговоры про "прослушку", похоже, и вовсе не слух. Возможно, это даже не с нее началось. Ибо когда еще Наумов был и увольняли Рахимова, с ним клуб общался с помощью телеграфа.
В "Спартаке", к примеру, тоже все непросто, но там хотя бы Леонид Федун является владельцем команды. В "Спартаке" футбольного управления больше. Федун доверяет Карпину, а к Карпину можно как угодно относиться, как к тренеру, но он – футбольный человек. Поигравший к тому же на Западе, изнутри повидавший как там все устроено, а не из книжек или интернета узнавший. В меру своей компетенции и уровня он "Спартак" и выстраивает.
– Из вышесказанного можно сделать вывод, что уход Смородской – благо для "Локомотива"?
– Не только для него – для всего нашего футбола. Если говорим, что "Рубин" не нужен, то "Локомотив"-то кому нужен в нынешнем его виде? От него какая польза? И вообще, последние несколько недель или даже месяцев футбол превратился в цирк какой-то! Один руководитель про судью в микрофон говорит, второй обещает сняться командой с чемпионата, третий грозит УЕФА, что мы с Абрамовичем пообщаемся и сами решим, где играть с "Челси"… Скажу так: на сегодняшний день у нас всего два клуба премьер-лиги можно считать образцовыми – ЦСКА и "Краснодар"
Окончание интервью Андронова - завтра.
Александр МАРТАНОВ