СПИНА. ТАЗ. ХРОМОТА
В ходе сборов внимательнее присматриваешься к каждому. На тренировках Славен Билич то приляжет, то присядет, то боком прислонится. Солдатская хромота. Хватило всего нескольких минут интервью в удобных креслах, чтобы у него разболелась спина....
– Заметно, что вы порой испытываете дискомфорт в бытовых ситуациях. Что болит?
– То, что после травм и операции... Больная спина, таз. Хромота. Все это наследие карьеры игрока. На ЧМ-1998 получил особенно тяжелую травму.
– Недаром говорят: профессиональный спорт вреден для здоровья.
– Прошлым поколениям было легче. Теперешние нагрузки – это катастрофа. Топ-игроки проводят по 70 матчей в год. Для организма это ненормально.
– При этом вы повторяете, что ваши с командой трудности – хорошие. Чем именно они хороши?
– Тем, что мы проходим через них вместе. Это увлекает. И укрепляет. Если в стену дует ветер и бьет вода, а она не ломается, то это – крепкое сооружение. Мы должны быть крепкими.
...А вы, Славен, философ!
«ПОДДЕРЖИВАЮ ЛИМИТ НА ЛЕГИОНЕРОВ»
– Расследуем подробности последнего сбора национальной команды России. «Динамо» не отпустило своих игроков. А «Локомотив» не препятствовал. Почему?
– Мне сказали, что у Капелло есть пожелание основательно поработать с игроками. И все клубы консолидированно отпускают ребят раньше срока. Я работал в сборной Хорватии и прекрасно понимаю интересы Капелло в этой ситуации. Но сейчас я клубный тренер, у меня свои интересы. Был недоволен, естественно. Сказал следующее: «Это не супер. Но если другие команды идут на это – о’кей, мы тоже согласны». Отметил про себя, что «Анжи», «Рубин» и «Зенит» усложняют себе ситуацию больше нашего, потому что у них в феврале еврокубки. Хотя, конечно, меня гложет каждый потерянный день. Любые потери игроков воспринимаются болезненно.
– Вы опасались, что у Капелло ваши игроки будут не так готовиться?
– Вовсе нет! Надо разделять. Индивидуальная работа, конечно, там в порядке. Но проблема в том, что в «Локомотиве» сейчас надо строить командную игру. Ценно быть всем вместе.
– С другой стороны, в отсутствие сборников вы привлекли на сбор ребят из молодежного состава.
– Да, мы регулярно привлекаем молодежь. Осенью во время пауз на матчи сборных познакомились с семью ребятами из молодежной команды. Сейчас же привлекли группу из пяти игроков. Наш 95‑й год рождения – лучший в стране, они дважды становились чемпионами России. Сейчас с нами из этой команды Лобанцев, Лысцов, Алексей Миранчук. Вот говорят, что в России проблема с юными кадрами, но, если судить по нашей второй команде, не все так плохо. И молодежная сборная пробилась на чемпионат Европы.
– Тогда почему премьер-лига не прирастает россиянами? Болельщикам хочется видеть больше своих. Как в чемпионате Хорватии.
– Там тоже хватает легионеров, впрочем, хорватов все равно больше. Эта проблема – своих – актуальна по всему миру. Знаете, что в душе у болельщика лондонского «Арсенала»? Он хочет видеть в составе 11 игроков-британцев. Парней из своего района, а в идеале – с соседней улицы. Но на поле порой выходят 11 легионеров. И публика не особенно грустит по этому поводу. Если опросить болельщиков и предложить им на выбор – хотите наслаждаться борьбой за выживание или еврокубками? – то абсолютное большинство выберет последнее. Нет моды на легионеров, есть конкуренция топ-клубов, которые ищут лучших.
Большая удача, когда за один год появляется полкоманды воспитанников, как это случилось в девяностые в «МЮ», – погружается Славен в воспоминания о Британии. – Помните, когда заиграли практически одновременно Бекхэм, Скоулз, Батт, Гиггз, братья Невиллы... Кто знает, может, подобное случится и у нас через год-полтора. Не скрываю своей надежды на молодежь «Локо», им лишь надо окрепнуть. Это будет счастьем для меня и для всего нашего клуба, если в основе будут выходить четыре-пять воспитанников клубной академии.
– Но пока болельщикам «Локо» остается только ностальгировать.
– Я вам расскажу о хорватском примере, раз вы упомянули. В один из годов болельщики сплитского «Хайдука» особенно активно начали требовать местных игроков на поле. Пик требований пришелся на май–июнь. А в сентябре–октябре они были противоположного мнения: купите же наконец сильных игроков! Не то место в турнирной таблице.
– Тогда ответьте: вы за или против лимита на легионеров в России?
– За. Потому что мне идея о «своих» близка и понятна. Тем более у «Локо» нет проблем с лимитом. Лишь однажды была ситуация, когда я задумался – будь такая возможность, поставил бы на игру восемь легионеров. Но ограничение в семь, пожалуй, оптимальное.
«НЕВЕЗУЧИЙ – НЕ ПРО МЕНЯ»
– В продолжение темы: почему, на ваш взгляд, российская тренерская школа утрачивает позиции? Чем наши уступают вам, иностранцам?
– Вопрос, конечно, следовало бы адресовать клубным боссам. Я не считаю, что иностранные специалисты – зло для российского футбола. И здесь я приведу английский пример. Раньше в Англии все тренеры были местными. И клубы проповедовали однообразие на поле. Потом появились Венгер, Бенитес, Моуриньо, много других. Разве они не привнесли разнообразие? Разве они уступили в конкуренции? То-то.
– Единственный в вашем штабе россиянин – Игорь Черевченко. Чем он занимается? Работой с защитниками?
– Игорь – супер. Он один из трех моих ближайших помощников вместе с Асановичем и Юрчевичем. У нас нет разделения – ты работаешь с защитниками, а ты с полузащитниками... Мы вместе. И когда тренировка направлена на построение обороны, работаю обязательно я. Всегда нахожусь на том участке поля, где проводится главное упражнение.
– У вас много помощников – сложно сосчитать. В штабе, если учитывать аналитиков и тренеров по физподготовке, их около десятка.
– Я бывал на стажировках во многих клубах. Меньше пяти помощников нигде не видел. А в «Фиорентине» их десять. Я сам не люблю, когда людей чересчур много. Помните поговорку про семь нянек? Количество на данный момент оптимально. Не количество ценится, а качество. Но, если попадем в Европу, понадобятся еще люди. Быть в Европе – наша цель.
– Какие направления придется усилить в случае выхода в еврокубки?
– Аналитическое. И скаутинг.
– Насколько ваши ожидания от «Локомотива» и российского чемпионата совпали с реалиями?
– Когда шел в «Локомотив», то рисовал себе какие-то картины, строил предположения. В России тяжелый чемпионат, по уровню 5‑й или 6‑й в Европе. Пожалуй, Франция позади. Но я не мог предполагать, что случится именно такое поражение в Грозном (кубковый матч, проигрыш в дополнительное время. – Прим. ред.). Что мы дома проиграем «Амкару» в добавленное время. Уступим «Волге», пропустив после единственного удара в створ, и тем самым лишимся чистого четвертого места перед перерывом в чемпионате. И то, что в Петербурге судьи, обознавшись, удалят с поля Шишкина, тоже не мог вообразить. Тем не менее я доволен, что я в России.
– Может, вы – невезучий тренер? Вы уж простите, вспомнилось решающее поражение сборной Хорватии от турок на Евро-2008. И вылет с Евро-2012. В обоих случаях драматичные развязки не в вашу пользу.
– Не думаю, что я невезучий тренер. Хотя в первой части сезона удача от нас действительно отвернулась. Но я и весь мой штаб очень много работаем, так что мы переломим эту ситуацию.
«ОЗДОЕВ ДУМАЕТ В ЧЕТЫРЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ»
– Кто в «Локомотиве» является капитаном, учитывая, что Лоськов и Сычев лишь изредка появляются на поле в официальных матчах?
– Вопрос будет решен на командном собрании до конца кипрского сбора.
– Мне кажется, в команде есть люди, у которых глаза потухшие. Либо испытавшие разочарование. Либо желающие сменить клуб.
– Кто же они?
– Ещенко уже перешел в «Анжи» по собственному желанию. Далее по моему списку: Бурлак, Оздоев, Глушаков, Обинна, Янбаев...
– А мне кажется, вы ошибаетесь. Спад Глушакова осенью связан с тем, что он не смог пройти хороший сбор летом. Спад, связанный с Евро, был и у Павлюченко с Чорлукой. Бурлак с Оздоевым играли немало, но они, даже получив опыт премьер-лиги, все же оказались подвержены нестабильности. Я не наблюдаю проблем с мотивацией ни у кого. У Оздоева вообще проблема иного свойства – он хочет сделать на поле слишком много. Думает направо, налево, вперед и назад одновременно.
– Осенью Оздоев был переведен в молодежный состав. Сказал что-то не то?
– У меня есть принципы. Иногда я могу закрыть глаза на какие-то грешки и нарушения. Но произошла кое-какая ситуация – проступок, но не тяжкий... В общем, дисциплину надо всем соблюдать. Нет ничего важнее, чем клуб. И я сказал Маге отправиться во вторую команду на две недели. Потом я с ним хорошо поговорил – о том, что можно, а чего нельзя. «Если будешь тренироваться и хорошо себя вести, то проблем нет, все забыто. Конец наказанию».
– Полузащитник Александр Глеб, подписавший контракт с БАТЭ, в жестких выражениях прошелся по «Локомотиву», вероятно, в связи с несостоявшимся переходом. Правда ли, что вы встречались с Глебом и звали его в Москву?
– Без комментариев. Я никогда не раскрываю, с кем я общаюсь по работе, на какие темы. И придерживаюсь позиции, что детали клубной деятельности должны оставаться в тайне.
– А можете рассказать, с кем общаетесь на досуге?
– На кипрском сборе у нас был один выходной. Я отправился погулять по Лимасолу и встретил в центре города Миодрага Божовича. Случайная встреча, которая продлилась десять минут. Поговорили о житейском и профессиональном.
«ЛЮБЛЮ СМОРОДСКУЮ ЗА ЭМОЦИИ»
– Как бы вы охарактеризовали отношения с Ольгой Смородской и Кириллом Котовым? Если судить по признанию прошлых тренеров, вы можете подвергаться давлению со стороны этих людей.
– Журналисты все время что-то предполагают, а я говорю правду. Сто раз повторю: отношения с руководителями начиная с первого рабочего дня не изменились. Все супер. Сейчас, во время сбора, мы общаемся с президентом по телефону. Она всегда хочет знать, что происходит в команде. Очень активный руководитель. На первых двух сборах президента не было, ждем ее на третьем в Испании. Было бы плохо, если бы президент приходила в раздевалку после каждой тренировки. Но такого нет! Как руководитель в этом плане она оптимальна.
– Вам поцелуй полагается за каждую победу? Или через раз?
– Слушай, мне кажется, это хорошо. Я люблю ее за эти эмоции!
«МОСКВИЧИ ОТДАЛЕНЫ ДРУГ ОТ ДРУГА»
– Знаю, вы уже отметили: Москва – большой город, но интерес к футболу низок.
– Да, пожалуй. Но почему так, я не знаю. Вы как местный должны знать причины лучше меня.
– Распространено мнение, что Москва – избалованная, а Россия – нефутбольная страна.
– Нет, по поводу нефутбольной страны не соглашусь. Не было бы успеха на Кубке Европы-1960, побед в еврокубках. И бронза-2008 – тоже уровень. Не говорите так.
– Тогда объясните, почему миллионный район в Черкизове никак не заполнит и половину чаши стадиона?
– Вот мои размышления. Знаете, как в Хорватии формируется движение болельщиков? Есть пабы, кафешки, каждый день там собираются болельщики. Они до вторника обсуждают, что было на футболе в последний выходной. Начиная со среды нарастает предвкушение следующего матча. В Сплите мы все – соседи. Это такая культура – вовлекать брата, соседа, ребят с соседней улицы в обсуждение футбола. Поэтому и на стадион ходят все вместе.
А в Москве, как мне видится, людей много, но они отдалены друг от друга. Мало кто общается на улице, во дворах. Тем более о футболе. Нет традиции сидеть в кафешках и обсужать матчи. Люди едут на работу, а с работы домой. Все сидят в машинах... Допустим, живет фанат «Локомотива» в большом доме. Он не находит рядом такого же болельщика. Они видятся только на стадионе. А им бы встречаться почаще! Ни одного матча не пропускали бы!
Да что говорить... Всем известно, что самым крутым дерби в России считается «Спартак» – ЦСКА. Я тоже как-то раз решил посмотреть. Назвали число зрителей, собравшихся в «Лужниках», – 25 тысяч или чуть более того. Это дерби такое?!
– У «Локомотива» есть стратегическая задача – собирать аншлаги. У меня бережно хранится аудиозапись – обещание Ольги Смородской заполнить стадион до отказа к ноябрю 2013 года.
– Если будем в Европе, а это наша задача, то вполне реально. Несколько условий: еврокубковый матч, хорошие результаты в чемпионате и интересная игра, соперник с именем. И зритель придет.
Бодров А.