Защитник "Локомотива" рассказал корреспонденту "СЭ" о том, во что играл ребенком, как оттачивал технику, верит ли в судьбу и чем удивил его Невио Скала.
265 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС
265 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС
С защитником "Локо" мы встретились на Ходынском поле, куда его привела любовь к автомобилям. Перед отъездом на сбор Шишкин решил пройти курс экстремального вождения на заснеженной площадке.
- В первый раз так гонял по снегу. Меня с детства тянет к авто. Когда был маленьким, отец давал порулить. А права получил в 19 лет.
признался он, когда двухчасовое занятие закончилось
- Когда уже занимались с основой "Спартака". Но ведь у многих ребят машина появляется еще в дубле, верно?
- Да. Помню, у Димы Торбинского был сумасшедший автомобиль. "Лада", 99-я модель. Со спойлером, которого, понятно, в основной комплектации нет.
- До какой скорости вам случалось разгоняться?
- До 265 километров в час. Машина позволяла и больше, но у нас страшновато. Надо в Испанию съездить!
- На машине?
- Да, друзья рассказывали, что добираются где-то за 50 часов. Там по хорошим дорогам можно нормально разогнаться.
- На "феррари"?
- Нет. "Феррари" у меня только в детстве была. Помните вкладыши от жевательной резинки? Я целую коллекцию собрал.
- О настоящей вы в детстве и мечтать не могли. Ведь вы из достаточно скромной семьи, не так ли?
- Это правда. В нашей маленькой квартире, по сути, жили две семьи: моего отца и его брата. В те времена любая иномарка казалась чем-то невероятным.
- Ту вашу жизнь с сегодняшней не сравнить. Почему вам удалось пробиться, а другим ребятам с вашего двора - нет?
- Я часто вспоминаю тот период. Замечал, что друзья начинают пить, курить и все такое. Мне повезло: рано утром отправлялся на тренировку, потом обедал, шел в школу и домой возвращался часам к восьми. Благодарен судьбе, что сложилось именно так. Потому что та жизнь могла засосать и меня.
- А многих друзей засосала?
- Практически всех.
ПОПАЛ В "СПАРТАК" - И ЧУТЬ НЕ СБЕЖАЛ
- Сейчас у вас наверняка миллион разных способов отдохнуть. А как проводили свободное время в детстве, в Воронеже?
- Как и все. Казаки-разбойники, кричалки, догонялки. И, конечно, футбол. Каждый вечер. Дело еще в том, что на весь двор был один мяч и хранился он у меня. В результате за мной заходила вся команда.
- О каких еще играх не узнают наши дети, привыкшие проводить время за компьютером?
- Прятки! Еще помню, мы с сестрой из картонки сами вырезали "монополию". "Классики", понятное дело, считались игрой для девчонок. А еще любили пошалить: позвонить в дверь и убежать. Ну а потом появилась приставка "денди". В первый раз я за ней просидел весь день. Казалось, голова взорвется!
- Марат Измайлов оттачивал технику на рынке в Лужниках. А вы?
- А у меня поле было прямо рядом с домом. Ставил на ворота двоюродного брата и бил. Правда, площадка была асфальтовой, и мячи быстро разбивались. Зато все знали, что мне дарить на день рождения.
- В "Спартаке" с мячами проблем не было, но вы поначалу хотели оттуда сбежать, так?
- Да. В первый месяц мне хотелось уехать из Москвы. В 14 лет тяжело привыкнуть к новой обстановке. Но со временем я увидел, что вокруг такие же пацаны, как и я.
- Что именно на вас так давило в первый месяц?
- Я в детстве никуда не ездил - нам это было не по карману. А тут огромный ошеломляющий город. И никого из близких! В первое время надеялся, что побуду на просмотре и вернусь в Воронеж. Но потом эти мысли сами ушли. Съездил на турнир в Португалию - и все само пошло-поехало.
"ЛЮДИ НА ЗАВОДАХ ЗА КОПЕЙКИ ВКАЛЫВАЮТ!"
- Вернемся в настоящее. Вы уже взрослый человек, отец. Не задумываетесь о том, почему, к примеру, пожарный, который спасает чужие жизни, рискуя своей, зарабатывает в сто раз меньше вас?
- Я об этом думаю регулярно. Еще в детстве тренер после поражений говорил: "Почему не можете полтора часа отработать как надо? Люди на заводах за копейки вкалывают с утра до ночи!" Но ведь каждый сам выбирает свою судьбу. Когда люди видят, что у меня быстрая машина и я хожу в дорогие рестораны, то думают, что это все просто так на меня свалилось. Но чтобы стать футболистом, нужно через многое пройти. В детстве, помню, в шесть утра очень хотелось спать. Но я вставал, брал кеды и шел на улицу. Погода иной раз была похуже, чем сейчас. Потом ехал в троллейбусе, в давке. А сейчас постоянно слышу, что футболисты зажрались.
- Некоторые футболисты занимаются благотворительностью. А вы?
- Я тоже стараюсь. Когда со мной связались из благотворительного фонда и рассказали про девочку, у которой серьезное заболевание крови, сразу откликнулся. Она болеет за "Локомотив", и у нее был день рождения. Пообщался с ней и понял, что мне это приятно. Не важно, что она не разбирается в футболе. Все равно хотелось отвечать на ее вопросы, дарить атрибутику. Просто она такими глазами на меня смотрела! Видно, когда человек действительно благодарен. И это было взаимно.
- И как поживает девочка после вашей встречи?
- Врачи говорят, что анализы у нее стали лучше.
"В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ ЕЩЕ ЖЕСТЧЕ ИГРАЙ"
- Вы в судьбу верите?
- Иногда. Бывает, всю неделю специально тренируешься под какой-то матч, настраиваешься, а результат не приходит. Случается и наоборот. В такие моменты думаешь, что все будет так, как предначертано. Вот перед игрой с "Волгой" все были уверены в победе. А в результате - не вышло (в заключительном туре прошлого года "Локо" уступил нижегородцам дома - 0:1. - Прим. "СЭ"). Но думать иначе мы не можем. Хотя порой эта самая уверенность может сыграть с тобой злую шутку.
- На какие мысли вас наводит история с вашим земляком Иваном Саенко, который в расцвете сил неожиданно закончил с футболом?
- Честно говоря, уже забыл, как он выглядит. Понятия не имею, с чем было связано его решение. Себя представить в подобной ситуации не могу. Мне, наоборот, страшно подумать, как я буду жить без футбола.
- Чьи слова или поступки помогли вам оказаться там, где вы сейчас оказались?
- В Воронеже на меня сильно повлиял мой тренер Сергей Крестененко. Он со мной занимался индивидуально, я чувствовал, что не могу его подвести, и все упражнения делал с максимальной самоотдачей. Благодаря ему и в Москву перебрался. Но только спустя время понял: если тренер тебе делает замечание, не надо это воспринимать негативно - мол, плохо, что ругают. Плохо - это когда тренер на тебя уже не обращает внимания.
- А в "Спартаке" кто-то из тренеров удивил?
- Скала. Сначала озадачил многих тем, что взял в основу меня, 17-летнего парня. А на одной из тренировок я пошел на мяч до конца и кому-то нанес небольшое повреждение. Мне потом ответили, дав понять, что не любят, когда пацаны так обращаются с игроками основного состава. Скала же сказал: "В следующий раз еще жестче играй. Не важно, звезда он или нет. Ты футболист и должен знать свое дело". Вообще в голове из разговоров с тренерами оседает многое. Главное - запомнить лучшие советы. Правда, когда ты себя в 20 лет считаешь самым крутым, то в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Только после свадьбы и рождения ребенка начинаешь чувствовать ответственность и стараешься десять раз подумать, прежде чем что-то делать.
- А вам хотелось бы вернуться в прошлое и что-то исправить?
- Было такое. Но я пришел к пониманию: если какие-то вещи произошли, значит, так надо! Вы спрашивали, верю ли я в судьбу. Значит, все-таки верю.
- Возвращаясь к машинам: заметил, что вы постоянно смотрите в зеркала заднего вида.
- Меня так приучили. Я в зеркала смотрю, даже когда ситуация не требует. Вообще порой очень полезно обернуться и посмотреть, что там сзади.
Григорий ТЕЛИНГАТЕР