В России с ее неопределенными футбольными порядками относительно болельщиков всегда хватало конфликтов. Кто- то решал их внутри клуба, кто- то считал нужным вынести на общий суд, а некоторые даже при желании пойти по первому пути не в силах были оставить проблему в своих стенах. Самой конфликтной и обсуждаемой по этой части командой вот уже несколько лет является столичный "Локомотив". Немало факторов имеется, которые вызывают у болельщиков недовольство, а у руководства - смену кадров и головную боль. Одна проблема вытекает из другой, как известно. А с учетом того, что в "Локо" взяли за привычку проблему не решать, а "заминать", если надо - уживаться с ней, то на данный момент можно смело констатировать атмосферу хаоса в клубе, подобная которой бывает в змеином клубке.
Однажды Юрий Семин сказал: "Игроки, тренеры, президенты приходят и уходят. А клуб вечный. Поэтому болейте за "Локомотив." Слова легендарного тренера, как и клуб, - вечны. Они проходят сквозь года и истиной своей не дают забыть. С того победного поколения в клубе остался лишь 38- летний, не играющий в текущем сезоне Дмитрий Лоськов, контракт которого истекает. В тренерском штабе тоже уже никого. Рано или поздно уходят все. Но болельщики - нет.
Скоро 10 лет с последнего золотого сезона "железнодоржников". Дата знаменательная и хотя в какой- то степени горькая, поклонники команды не оставят ее без внимания. "Это не моя позиция – праздновать десять лет лузерства,"- сообщила свое мнение по этому поводу президент клуба. Истинно то, что это не повод гордиться, и москвичам пора возвращать былые позиции. Но подобные слова из уст президента клуба звучат омерзительно. Напрашивается вопрос: на что на самом деле способна команда, о которой даже президент изъясняется подобными выражениями? Президента не просят любить клуб, но уважать его он обязан. Если человек столь высоких полномочий столь низкого мнения о команде - она обречена. "Локомотив" обречен. Покуда во главе стоит Ольга Смородская, бессилен будет и умнейший Билич, и высококлассные игроки, и все что угодно. Ведь последнее слово всегда будет за человеком, который приоритетно действует не в интересах клуба.
Недавно Смородская запретила болельщикам вручать Дмитрию Лоськову приз "Стальной рельс". На вопрос о причине сего запрета последовал ответ: "Вы знаете, что накануне матча умер наш ветеран Виктор Соколов. Минута молчания была на матче? У нас праздник или похороны? Мы встали и почтили память, а потом встали и сплясали канкан?" Правдоподобны и даже правдивы эти слова. Но это если исключить один нюанс: Виктор Соколов умер в пятницу, а отказ был получен в четверг. Дальше по плану: нервы разоблачения, оправдания, оправдания...
Ольга Юрьевна энный год подряд пытается разрушить стереотип "женщины в футболе". Она так упорна на пути к достижению своей цели, так старается казаться всем профессионалом, что забывает о том, что работает с людьми. И главное - ради людей. Но ее человечность на работе распространяется лишь на семью. Дочь работает в коммерческом департаменте клуба, зять - начальник управления селекции. Нельзя не заметить, как быстро взбирается по карьерной лестнице дочкин муж, но добрая теща объясняет это его исключительными профессиональными навыками.
Как у менеджера, в первую очередь, в приоритетах Смородской финансы. Перед ней стоит задача не привести клуб к убыткам и приумножить капитал. Цели на определенные достижения не поставлены, а результат второстепенен. Все более низкие позиции в турнирной таблице по окончании сезона и превращение в "средняк" команды, некогда элиты Российского первенства, устраивает руководство. Это упорно отрицают, но серьезных попыток изменить положение не происходит. А тем временем "Локомотив" все больше и больше осваивает статус успешного финансового проекта, а не амбициозной команды.
Прибыль у "железнодорожников" отовсюду, но денег никогда не бывает достаточно. Оказывая финансово полезную услугу "Локомотиву"- клубу, причиняется ущерб "Локомотиву"- команде. Политико- экономические отношения руководства ради финансового обогащения порой жертвуют вещами, самым непосредственным образом влияющие на результат команды. Например, полем. Натуральный газон в российских погодных условиях содержать проблематично. Сейчас поле стадиона в состоянии, которое с натяжкой можно назвать пригодным. Игра раз в две недели для голландского газона российской арены и так испытание. Но это не смутило Смородскую, давшую согласие "Анжи" на проведение домашних матчей в еврокубках. Сами не играем - на других посмотрим? Щедрая оплата? И где эта оплата? Клуб с таким доходом и спонсором- РЖД может себе позволить раз в год потратиться на необходимых игроков. На все вопросы о трансферах президент отвечает сравнением с "Зенитом", мол, мы столько не зарабатываем. Если спонсорами тягаться, то не только "Локо" по сравнению с "Зенитом" - бедняки, но и оставшиеся команды РПЛ.
Болельщиков происходящее не устраивает. Многочисленные письма и заявления оставались незамеченными, но поклонники "железнодорожников" не опускают рук. Раз люди "сверху" не видят букв на бумаге, может быть увидят в увеличенном масштабе? Баннеры с фразами или даже отдельными словами не раз появлялись на трибуне "красно- зеленых". Протесты не дают покоя президенту, поэтому помимо всевозможных законов "о правах болельщиков" был опубликован "Список 118". В него вошли фамилии 118 человек, которым запрещается посещать матчи "Локомотива". За пиротехнику, за баннеры и за то, что они просто против Смородской. Президент решилась воспользоваться своей властью и действовать силой. Но она ошиблась, полагая, что "убрав" неудобных ей людей, наведет порядок. Позже 82 болельщика были амнистированы, но механизм был уже запущен.
Защитить свои права и данной ситуации было делом чести. Фанаты не обладают властью и даже если соберут воедино все силы, выставить за дверь президента клуба не смогут. Она же способна это сделать, лишь поставив галочку на бумаге. Что оставалось делать болельщикам, когда силы настолько неравны? Акции протеста в стенах "Локомотива" - привычное дело. "Футбол для болельщиков", "Хватит репрессий" - писали болельщики на ткани. Они поднимали листовки "118 + бесконечность", за пронос которых полицейские задерживали. С 60- ой минуты, когда "Локомотив" уже проигрывал "Волге" 0:1, фанаты стали покидать Южную трибуну. Но отнюдь не от плохой игры, неприятного счета на табло или потери веры в команду.
Болельщики не заслужили подобного отношения. Многие из этих 118 человек посвятили годы жизни или целую жизнь любимой команде. Они иногда, возможно, действуют против правил, но зато они действительно хотят "Локомотиву" лучшего. Они отдали очень много команде, а что сделала Смородская, что имеет право запрещать делать людям то, что они любят больше всего? Да, фактически она имеет власть, с помощью которой можно провернуть немало, в том числе, подобные "черные списки". Но как же человечность? Ее за годы работы в "Локомотиве" мы не увидели. Смородская настолько одержима разрушением этого стереотипа о непрофессионализме женщин в области футбола и политики, что стала бесчувственным манекеном, роботом, руководствующимся исключительно нерушимым кодексом.
Автор: Дарья Исаева