«Футбольный клуб»
Сергей Бутман: Самое удивительное событие, которое произошло в последнее время, - это не очередное «поругание» московского «Спартака» с помощью кожаного мяча и не матч лидеров Чемпионата России (ЦСКА и «Анжи»). Это событие не состоялось и не должно было состояться, но почему-то всем казалось, что оно может произойти. Речь идет об отставке Ольги Смородской, которую сами придумали и сами развеяли. Ничего не произошло, потому что Совет директоров не должен был заседать и не должен был разбирать страшное, кошмарное руководство Ольги Смородской футбольным клубом «Локомотив». Руководство РЖД еще раз подтвердило, что Ольга Смородская будет руководить клубом. Совершенно непонятно, с чем связана волна ненависти к Ольге Смородской.
Василий Уткин: С «Локомотивом» происходит очень простая история. С «Локомотивом» происходит попытка рейдерского захвата. Не более и не менее. Кем именно я не знаю, тем более что я не юридический эксперт. Возможно, это не рейдерский захват. Возможно, это правильно называть корпоративным шантажом. Вообще говоря, в Америке рейдерский захват – это слово, которое не является преступлением или темой для осуждения. Например, в фильме «Уолл Стрит» Майкл Дуглас по смыслу является рейдером. Уважаемым рейдером! В результате он отправляется в тюрьму не за это, а за использование инсайдерской информацией. С «Локомотивом» происходит элементарный рейдерский захват – больше ничего. Существуют люди, которые имеют влияние на совершенно определенный аспект жизни клуба, а именно на болельщиков. Не знаю, кто эти люди, но совершенно точно один из них – Юрий Павлович Семин. Возрастание активности вокруг истории с «Локомотивом» связано с тем, что Юрий Павлович вернулся из Киева и делать ему совершенно нечего, как ребенку, поставленному в угол. Нет никаких оснований для того, чтобы сейчас каким-то образом резко и радикально пересматривать деятельность клуба, которая, безусловно, в чем-то вызывает нарекания. Все знают, что я дружу с Ольгой Смородской, я ее ценю и очень уважаю лично. Но, друзья мои, мы все к кому-то как-то относимся. У нас всего один популярный президент клуба в стране – Евгений Гинер. Других популярных президентов клубов у нас в стране нет, они все под давлением. Например, Леонид Федун уже отрастил себе броню на манер черепахи. Сергея Галицкого все костят как кому угодно. Кстати говоря, Галицкий – человек, который не сидя задницей на нефтяной скважине, сегодня является вторым после Лукойла частным работодателем в России. Его компания занимается розничной торговлей. Он высочайшего мнения об Ольге Смородской, и он сказал следующую вещь: у футбольного клуба «Локомотив» второй год бездефицитный бюджет. Я не могу это проверить, потому что «Локомотив» мне не подотчетен.
Сергей Бутман: Я хочу сразу анонсировать. Мы очень хотим в середине декабря пригласить Ольгу Смородскую в передачу «Разбор полетов», которую ведет Таня Фельгенгауэр и Ира Воробьева по понедельникам.
Василий Уткин: Очень хорошо. Если будет необходимость, я готов использовать свой ресурс личного знакомства для того, чтобы ее в этом убедить. Но сейчас я говорю о другом. Сергей, ты знаешь, что означает, когда у футбольного клуба бездефицитный бюджет? Это не означает напрямую, что он дико успешен.
Сергей Бутман: Наверное, Смородская разумно тратит?
Василий Уткин: Это означает только одно – в футбольном клубе не воруют. Вообще говоря, воровать сегодня в футболе не так уж и просто, потому что все контролируется и регистрируется. Все зарплаты белые, и все налоги выплачиваются, по крайней мере, в 8 ведущих клубах в нашей стране. Поэтому восприятие футбольного клуба как черной дыры давно не соответствует действительности, независимо от того, кто им руководит. Владелец клуба всегда имеет полную информацию о том, что в нем происходит. Какая угодно, неоднозначно успешная в спортивном отношении, но работа в «Локомотиве» ведется. Взять, допустим, открытое письмо болельщиков к Якунину, которое, по-моему, было опубликовано в субботу или в пятницу.
Это же удивительное, потрясающее письмо. Оцените качество аргументов. Якунин – глава РЖД, РЖД – хозяин «Локомотива». Болельщики пишут письмо хозяину клуба и сообщают о том, что в клубе работа ведется неправильно и все ответственные должности занимают родственники. Но Якунин - тот человек, у которого, в отличие от болельщиков, перед глазами отчетность. Зачем ему мнение болельщиков, которые ничего об этом не знают, кроме того, что им чего-то хочется или чего-то не хочется. Это то же самое, как если бы мне кто-то написал, что Генич на НТВ-плюс у меня приворовывает, а Журавель в командировках на мне наживается. В любом случае, у меня перед глазами все цифры и факты. Как может мне зритель сказать, кто у нас в компании ворует? Зритель может говорить, что человек потерял интерес к работе, его грустно слушать в эфире, но утверждать, что Журавель в командировках ворует, не может ни один зритель. Сергей, как ты можешь объяснить предложение заменить Смородскую на Семина – Президента клуба на тренера?
Сергей Бутман: Я тебе честно скажу, что для меня это один из очевиднейших мотивов. Как только случился скандал с киевским Динамо с участием Юрия Павловича, которого я очень уважаю, я подумал, что-то сейчас будет в «Локомотиве».
Василий Уткин: Конечно. И сразу же все началось.
Сергей Бутман: Идея о президентстве возникала «при втором пришествии» Семина. Мне это все очень не нравится.
Василий Уткин: Написано - Смородская топит клуб, надо вернуть Семина. Но Семин – тренер, и все аргументы в пользу Семина являются аргументами, подтверждающими, что он выдающийся в прошлом тренер. Говорят, в последнем сезоне на финише Семин сыграл 11 матчей без поражений. Хорошо, давайте вспомним, где был Семин в 19 туре (сейчас находится Билич).
Сергей Бутман: Этот чемпионат один, те чемпионаты совершенно другие. Нет одинаковых чемпионатов.
Василий Уткин: Сейчас в «Локомотиве», безусловно, происходит определенное становление. Тренер работает не безошибочно, но качественно. Я уже замучился повторять относительно присутствия родственников в клубе. У Валерия Филатова сын работал в клубе, у Семина сын тренировал дубль.
Сергей Бутман: Надо констатировать одно. История гнусная, и мне она абсолютно не нравится. Красно-зеленые болельщики, которые в этом участвуют, делают это зря.
Василий Уткин: Я хочу отдельно сказать о спортивных журналистах. Спортивные журналисты отличаются тем, что у них перед глазами всегда конкретная фактура. Матч сыгран, глубже можно не копать. Я отношусь к Ольге Смородской с большой симпатией, потому что она образованный человек, у нее колоссальный управленческий опыт, в том числе и в спорте. Она руководила так называемым большим ЦСКА, то есть всем армейским спортом, кроме баскетбола, футбола и хоккея. Вы знаете, сколько золотых и прочих медалей выиграли спортсмены ЦСКА в 2004 году в Афинах под руководством Ольги Смородской в соотношении с другими спортивными обществами? Мне интересно знать, кто-то из спортивных журналистов пытался проанализировать опыт работы Смородской в большом ЦСКА? Я не могу сейчас назвать имени спортсменки, но она является олимпийской чемпионкой Лондона-2012. После победы глубокой ночью мы сидели с ней и пили чай в небольшой компании избранных комментаторов и журналистов. Она сказала, что есть один человек, которому она благодарна по гроб жизни – это Ольга Юрьевна Смородская. Спортсменка приехала в Россию, у нее на руках был сын, она собиралась бросать спорт, потому что нужно было как-то его воспитывать. Ей дали квартиру, дали возможность заниматься спортом, сейчас она олимпийская чемпионка. Я это рассказываю не потому, что эта история кажется мне очень показательной, но скажите, кто и когда из спортивных журналистов интересовался опытом работы Смородской в ЦСКА и в спорте? Никто и никогда. А все говорят, она не спортивный и не футбольный человек.
Сергей Бутман: Все используют штампы. Предположили событие, которого не намечалось, и страшно удивились тому, что это не произошло. Очень надеюсь, что 17 декабря Ольга Смородская сможет прийти в программу «Разбор полетов».