Защитник «Локомотива» Ян Дюрица – интересный и неординарный человек. Но для нашей традиционной рубрики «родные стены» он любопытен вдвойне. Его близкая подруга - российская актриса театра и кино Мария Горбань, с которой словак знаком уже несколько лет. Мы побывали в уютной квартире Яна и Маши, попробовали словацкую кукурузу, погоняли радиоуправляемые машинки и за всем этим поговорили об увлекательной жизни яркой пары.
Дюрица встретил нас с фотографом «Локомотива» Сашей Погребняком у входа в просторный холл дома на Можайке – том самом, где живет подавляющее большинство легионеров нашей команды. Холл этот настолько объемен, что местная детвора в холодное время года спокойно может гонять там на великах и даже играть футбол.
- А что, может, и мы тут предматчевую тренировку проведем? – улыбаясь, предложил Ян. – Сейчас легко соберем полкоманды – Гилерме, Майкона, Илича, Ибричича, Сапатера…
Уже в квартире нас встречает подруга Яна – Маша. Как выясняется, у нее для нас сюрприз – специальный торт с эмблемой «Локомотива». Не только симпатичный, но и весьма вкусный. Вместо заготовленных вопросов сами собой льются комплименты.
Ян и Маша вообще мастера на разного рода подарки. Например, футболист после каждой игры получает от своей подруги открытку. Трогательно, не находите? «Я стараюсь на все домашние матчи ходить, - говорит Маша. – У моего агента даже есть календарь, в котором отмечены все игры «Локомотива». Если предложение о съемках попадает на такой день, ему приходится отказывать со словами: «Извините, у нас футбол».
Но самый неординарный подарок Маша сделала Яну на его прошлый день рождения. Она подарила ему звезду. Самую настоящую, с неба. Теперь в созвездии Стрельца – знака, под которым родился футболист – есть звезда с его именем и фамилией, о чем у Дюрицы имеется соответствующий сертификат.
- У нас с Яном соревнование – кто кого больше удивит в плане подарков, - рассказывает Маша. - Один раз я приехала со съемок, у меня был очень трудный график и мы долго не виделись. Это было 18 февраля. А 14-го - день всех влюбленных. И Ян перед отъездом на сбор «Локомотива» решил сделать мне сюрприз – накупил роз и разложил их по всей квартире. Она была вся буквально устлана лепестками.
– Представляем, какая красота!
- Жаль только, что за четыре дня цветы и лепестки успели основательно засохнуть.
- Ну, все, в следующий раз не буду делать никаких сюрпризов, - нарочито обиженно говорит Ян.
- Ну зай, - извиняющимся тоном говорит Маша. - Зато когда я зашла в квартиру и все это увидела, то поняла: мне надо меньше работать. О, кстати, Ян, а расскажи, что я тебе на асфальте написала…
- Зай, притормози, - смеется Ян. - Ты хочешь, чтобы я за одну минуту все выдал?
Но Маша все-таки не выдерживает и начинает рассказывать сама:
- Там внизу, под окнами, нарисовано сердце, и написано «Ян Дюрица, я люблю тебя». Уже год прошел, а рисунок все держится.
- Ян, вы с Машей называете друг друга «зайками». В Словакии есть похожее обращение? – спрашиваю у нашего футболиста.
- У нас чаще всего в таких случаях используют слова «мойко» (мой, моя) или «златко» (золотой). Обращения «зайка» в Словакии нет. Но вот удивительная вещь – мы с Машей, когда были в Братиславе, постоянно называли друг друга «зая». И теперь мой младший брат, обращаясь к своей девушке, тоже использует это слово.
Словацкая тема вскоре всплывает снова. Выясняется, что Ян решил сделать нам свой сюрприз – приготовить фирменную кукурузу, которую он привез со своей родины.
- Обязательно нужно, чтобы Ян ее сварил, - для пущей убедительности добавляет Маша. - Это настоящая кукуруза из Словакии. Вкуснее я в жизни не ела.
– В России такая не растет?
- Вы подождите. Попробуете – и сами сможете ответить на свой вопрос, - улыбается Ян.
– Она очень сладкая, - заранее делает рекламу Маша. – Мы по 15 початков из Словакии привозим.
- Чтобы привозить всякие вкусности, я специально приезжаю в Словакию с пустым чемоданом, - говорит Ян.
- Да, как «челнок», - смеется Маша. – А потом увозит его забитым до упора…
…Уже решено, что новогодние праздники Ян и Маша будут отмечать в Словакии – как и в прошлом году.
- Нас в декабре ждут сплошные торжества, - рассказывает Маша. - Сначала 10-го день рождения у Яна, потом 24-го Рождество, 25-го мой день рождения, потом – Новый год. Причем мои родители и сестра с братом тоже поедут в Словакию. В общем, у нас там будет очень большая семья. Кстати, в прошлом году под Новый год Ян сделал мне потрясающий подарок. Ради него он даже преступил закон.
- Заинтриговали.
- В доме, где мы отмечали праздники, не было елки. Это меня до ужаса расстроило. Как так – Новый год и без елки? И Ян, увидев мое настроение, решил сделать мне сюрприз. Он срубил мне елку в запретной, заповедной зоне в Татрах. А за это предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Представляете? Я была растрогана до слез.
- Знаем, что вы были на матче Словакия – Россия, - меняем тему на более близкую к футболу. - За кого болели?
- Тут даже двух мнений быть не может – конечно, за Яна! По-другому быть просто не могло. Если бы он, условно, был китайским хоккеистом, я бы болела за сборную Китая по хоккею. Иначе никак.
- Вы сейчас ходите на каждый матч, чтобы поддержать Яна, или вам настолько интересен футбол?
- Сейчас уже и то, и другое. Это сначала я в этой игре совсем не разбиралась. Когда Ян сказал, что он футболист, я подумала, что он во дворе с мужиками играет. Потом он пригласил меня на свой матч. В Раменском играли «Сатурн» и «Зенит». Я не знала, что команды после перерыва меняются местами, поэтому, когда «Зенит» забил гол «Сатурну», истошно закричала: «Го-ол!». И Михаил Боярский, который сидел рядом на трибуне, не выдержал и спросил: «Девушка, вы уж определитесь, за кого вы болеете! Я вас не понимаю». Мне стало стыдно.
- Зато сегодня она многое понимает, подучила терминологию, - улыбается Ян.
- Да, знаю, когда фиксируется офсайд, могу восхититься не только классным голом, но и хорошим подкатом. Я дружу с Люсей Смородской, дочкой президента «Локомотива» и мы с ней на каждой домашней игре сидим вместе. Она очень эмоциональная девушка и буквально заражает меня своим болением. В итоге я тоже начинаю также волноваться и переживать. Понятно, что когда Ян на поле, у меня особые эмоции. В такой ситуации я нервничаю в миллион раз больше.
- Кстати, Ян тоже ездит ко мне на съемки, - продолжает Маша. - Он меня очень поддерживает. Если я заболею, крайне ответственно относится к моему лечению. Свою спину, если заболит, я например, никому не доверяю, кроме Яна.
- А я очень хотел бы, чтобы ее помассировал Шаман – наш массажист Володя Ткаченко, - говорит Ян. - Он специалист по спине. Да и вообще настоящий мастер своего дела. Без него я бы не играл в футбол. Если случается какая-то проблема с травмой, он мне всегда очень помогает. А еще он золотой мужик. Наверное, это мой лучший друг в команде.
- Бывает, что Ян уходит утром на тренировку – ворчит, кряхтит, а возвращается, чуть ли не напевая. Я ему говорю: «Обычно же бывает наоборот!» Как сходит к Шаману – проблемы как рукой снимет. Я бы тоже хотела к нему попасть. Хотя у меня Ян – тоже шаман.
Под разговоры закипает кукуруза. Маша и Ян сервируют на пару. И вскоре дают нам повод убедиться в своей правоте – кукуруза действительно восхитительная.
– Я же вам говорил, - улыбается Ян.
- А вообще в России и в Словакии есть существенная разница в приготовлении пищи, особенно супов, - добавляет наш футболист. - У нас еда готовится постепенно. Сначала отварим морковку, потом картошку, потом мясо. А у вас все вместе и все сразу кипит. В таких случаях, как мне кажется, еда теряет оттенки вкуса.
- К нам в гости приезжал папа Яна, - говорит Маша. - Он готовил здесь суп, и я очень удивилась тому, как он это делал. Они отварили бульон, вытащили оттуда все, осталась только вода. Отдельно лежало мясо, отдельно морковь, отдельно зелень, отдельно хрен…
- Это тоже запиши – хрен, - со смехом обращается ко мне Ян.
- Ну а что, есть же такая трава – хрен, - отвечает Маша.
- Шучу, шучу, на самом деле, у нас тоже есть хрен. Только он произносится чуть по-другому – «хрэн».
- Ну так вот: все лежало отдельно, и каждый клал себе в бульон то, что считал нужным. Получалось, что у каждого был свой эксклюзивный суп.
После кукурузы Ян предлагает поиграть – он достает радиоуправляемые гоночные машинки, и мы устраиваем соревнование. Понятно, что соперничать с хозяином дома тяжело. Как выясняется, он мастак не только в футболе. Но главное же - не победа, а участие, мы знаем.