В распоряжении «Советского спорта» оказались мемуары Николая Алексеевича Наумова – экс-президента столичного футбольного клуба «Локомотив» (2007-2010). Их дайджест будет напечатан в ближайших номерах еженедельника «Советский спорт – Футбол». В интернете же мы решили публиковать эти уникальные и, порой, по-настоящему сенсационные записи, безотлагательно и без купюр. Каждый день вас ждет новая глава «Записок экс-президента».
ГЛАВА VI
ПОЧЕМУ УШЕЛ БАША?
Я говорил выше, что трансферная деятельность – по известным причинам одна из самых закрытых тем. С точки зрения эффективности работы клуба это правильно. С другой стороны, болельщики остаются абсолютно не информированными. Зачастую это приводит к их недовольству политикой клуба. Причем недовольству не совсем справедливому. Приведу пример.
Недавно прошла информация об уходе из «Локомотива» защитника Марко Баши. Болельщики недоумевали, почему сербу в контракте записали возможность самовыкупа контракта за низкую цену. Хочу их просветить: в футболе, как в Европе, так и у нас, есть закон о так называемом «защищенном периоде». Он гласит: каким бы продолжительным ни был контракт футболиста с клубом, первый имеет право уйти после трех лет работы, причем бесплатно. Иными словами, футболист увольняется как простой смертный. Отсюда становится понятным, почему клубы заранее переподписывают контракты с футболистами. Так, например, «Зенит» переподписал Данни за два года до истечения срока его первого контракта.
Баша пришел в «Локомотив» в 2008 году. Контракт мы подписывали на четыре года. Агенты предупредили, что Марко вполне может воспользоваться законом о «защищенном периоде» и, скорее всего, уйдет из клуба через три года. Нас это, естественно, не устраивало, и мы предложили вписать особую главу: «Баша может покинуть клуб, но только после уплаты компенсации за недоработанный четвертый год». Агенты согласились. Но в обмен «Локомотив» должен был к августу-сентябрю 2010 года или продать защитника (а такие предложения от французов были, и очень неплохие), или продлить контракт еще на два-три года. Ни того, ни другого сделано не было. Баша ушел – таковы были условия контракта.
Вообще, в трансферной деятельности столько тонких тем, что об этом можно говорить очень долго. Клуб приобретает не станок, не вагон, а права на футболиста, а проще говоря – покупает человека. Как он поведет себя в команде, как примет правила игры, адаптируется и станет необходимым винтиком команды – это очень большой вопрос и проблема.
Если судить по европейским меркам, «Локомотиву» никогда не выделяли больших средств на приобретение футболистов. Вот и думаешь: закрыть три позиции, купив игроков подешевле, или купить одного суперигрока, оставив голыми две другие позиции. А сильная команда – это все же одиннадцать, а не девять сильных игроков. Цена ошибки при таком подходе возрастает…
Говорю об этих несколько отвлеченных проблемах только для того, чтобы в дальнейшем было понятно, как мы хотели построить новый «Локомотив».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Николай НАУМОВ
Родился 4 января 1953 года.
Закончил Фрунзенский политехнический институт. Работал главным инженером на заводе. Затем занимался девелопментским бизнесом в Санкт-Петербурге. С 12 ноября 2007 года до 29 июля 2010 года – президент футбольного клуба «Локомотив» (Москва).
В бытность Наумова президентом «Локомотив» не выиграл ни одного титула, однако Наумов многое сделал для стадиона. При Наумове на территории стадиона появились Малая спортивная арена и тренировочный зал. Кроме того, при нём был создан клуб «Локомотив-2», успешно выступающий во втором дивизионе чемпионата России.
Воспитывает двух дочерей.