Репортаж Головина из Арбитражного суда Москвы.
Я опаздывал на 15 минут и готовился к худшему. Выбежал из лифта на шестом этаже здания суда на Тульской. Удивительно, но первым человеком, которого увидел в коридоре, оказался Илья Геркус.
«Сюда нельзя опоздать», – расслабленно пошутил он, в плюс 32 одетый в брюки, белоснежную рубашку, пиджак и галстук. Поcле процесса над Кокориным и Мамаевым все-таки привыкаешь к другому стилю.
Заседание задержалось на 25 минут – время экс-гендир «Локо» убивал разговорами со своими юристами из Sila Lawyers. Главным был Михаил Прокопец, помощниками – Николай Бычков и Нарек Джаникян. Даже у Кокорина адвокатов было двое.
Еще одно отличие между процессами – уровень резонанса. На дело футболистов приезжали ТВ-репортеры, а в целом журналистов было столько, что все они не помещались в 50-местный зал. На суд между Геркусом и «Локо» пришли всего пять коллег, которые перед началом собрались у зала рядом с мужчиной с туристическим чемоданом.
«Кстати, скорее всего, сейчас отложат. «Локомотив» привез чемодан документов. Видите, стоит?» – заметил Геркус. «В смысле? Там реально бумаги?» – не сразу отличил правду от иронии я. «Ну да, сейчас увидите», – сказал ответчик.
***
С января дело откладывали уже трижды – сегодня ждали решения. Но судья Василий Лаптев начал так неспешно и неохотно, что по его поведению было понятно: ага, и правда отложат. «Так, истец – футбольный клуб «Локомотив», ответчик – Илья Леонидович Геркулес. Это ведь, да?» – впитывался Лаптев, очевидно впервые за сегодня открыв дело.
Маски – Лаптев дважды попросил надеть их – спасли от громкого смеха, но про Геркулеса Геркуса спросили после заседания. «Меня с детства так называли», – улыбнулся он.
***
Кстати, Лаптев не первый судья в этом деле.
«Локомотив» подал иск к Геркусу на 144,6 млн рублей 28 января. 30 января судья Жежелевская оставила иск без движения. 18 февраля «Локо» приобщил новые документы – на следующий день процесс все-таки запустился. Предварительное заседание назначили на 24 марта, но за сутки до него вышло определение: из-за болезни Жежелевской поменять ее на Лаптева. Тот отложил дело до 16 апреля, там случился коронавирус. Наконец 22 мая Лаптев решил, что вирус пошел на спад, подготовку можно закончить – и назначил заседание на 26 июня.
Лаптеву 39 лет, он москвич и выпускник юридической академии им. Кутафина. Сейчас преподает в вузе в звании доцента, пишет монографии, интересуется блокчейном, цифровой экономикой и предпринимательским правом. Судьей работает с 2013 года.
На сайте суда опубликована финансовая декларация Лаптева и его семьи с 2012 по 2017 годы. Он ни разу не зарабатывал больше 3 млн рублей (рекорд в 2017-м – 2,9 млн) и владеет совместно с женой одной квартирой площадью 107 квадратов. Личного транспорта нет, на жену оформлены Porsche и Mercedes (до 2014-го было два Mercedes). Второй, очевидно, продали: обычно доход жены не выходит за пределы 300 тысяч рублей, но в 2015-м он вдруг стал 3,6 млн. Потом так же резко упал. Еще на супруге есть три гаража, участок в 15 соток и дом в 247 квадратов.
По версии сайта «Росоткат», семье Лаптева принадлежит и другое имущество. В тексте от 2017 года «Судья Лаптев бьет все рекорды» говорится еще о четырех автомобилях, уточняется, что дом находится в элитном поселке «Гринвич», а походы супруги арбитра в ЦУМ заканчивались чеками в 200 тысяч рублей.
Лаптев заработал все это не самым честным путем, считает «Росоткат». По его мнению, сначала Василий владел аудиторской компанией, где подделывал и создавать нужные документы в собственных интересах, а затем выгодно для себя рассмотрел иск «Трейд Нафты» к «Башнефти» на 106 млн рублей.
Sports.ru не нашел еще какого-то подтверждения этой информации.
***
Сразу после «Геркулеса» слово взял юрист «Локомотива» Александр Андреев. «У нас есть дополнительные материалы к иску», – сообщил хриплым голосом мужчина в одной перчатке, оттопырив маску. После чего поднял тот самый чемодан , зацепил его о крышку стола и опустил на пол. «###, неудобно», – вырвалось у Андреева в стиле Анатолия Байдачного.
Вторая попытка получилась с тем же результатом. «#####, неудобно, извините», – снова вырвалось у Андреева. Оказалось, его чемодан весит 30 кг – по 15 кг бумаг судье и ответчику.
«Заранее че не направляли?» – с удивлением смотрел на веселый процесс борьбы с чемоданом судья, но Андреев оказался слишком занят, чтобы ответить. Когда он наконец справился и разложил документы по стопкам, то первую отнес Лаптеву.
«Прошло полгода. Обоснования сумм появились у истца только сейчас. Мы считаем это затягиванием процесса, – отреагировала сторона Геркуса (за него на заседании говорили только юристы). – Мы требуем отказать в удовлетворении ходатайства о предоставлении документов».
Судья заметил, что по факту заседание было всего одно – 22 мая. Все остальные переносились из-за пандемии или замены одного арбитра на другого и уточнил у истца, меняется ли из-за новых документов сумма и предмет спора. «Ничего не меняется. Это ответ на отзыв ответчика. Там более удобочитаемо. Более понятно и развернуто», – снова оттянул маску Андреев.
«Суд может оставить вопрос с приобщением открытым, – объяснил Лаптев Геркусу и его команде. – Тогда вы сможете изучить документы. Или можете сейчас?»
«Посмотрите на объем пачки. Тут 30 сантиметров», – заметили юристы из Sila. Судья Лаптев перенес рассмотрение ходатайства на новое заседание и получил бумаги уже от ответчика. Сторона Геркуса передала суду несколько листков с характеристикой на клиента от неназванного футболиста «Локо».
Юрист Андреев, кажется, впервые отозвался не смешным замечанием: «Оценка футболиста требуется в уголовном процессе. У нас не уголовный».
Судья Лаптев: «Это не вопрос оценки. Документы относимы к процессу?»
Юрист Андреев: «Не относимы».
Судья Лаптев: «Как не относимы? Это данные о личности».
Сторона Геркуса: «Не только о личности, но и о достижениях Ильи Леонидовича на посту».
Судья Лаптев: «Стороны, я буду откладывать заседание. Истец, тезисно сообщите, с чем связаны ваши дополнения».
В этот момент Александр Андреев на 20 секунд завис в бумагах, разыскивая что-то важное. После этого случилась сцена, достойная стартового «Геркулеса».
Юрист Андреев: «Это возражение на отзыв ответчика в развернутом виде. О недобросовестности ответчика. Соответственно, о бюджете клуба. Соответственно, …»
Судья Лаптев: «Истец, остановитесь».
Юрист Андреев, ничего не слыша: «Соответственно, …»
Судья Лаптев, обращаясь к коллеге из «Известий»: «Вы снимаете? В суде разрешена только аудиозапись».
Юрист Андреев, по-прежнему ничего не слыша: «Соответственно, недобросовестные действия».
От громкого смеха снова спасла только маска.
***
Дальше суть своих бумаг разъясняли юристы Геркуса: «Они о том, что премирование носило законный характер. Отвечало актам, принятым в клубе. Обращаем внимание на отчет финэкспертизы. Отчет клуба, представленный истцом, не несет аудиторской силы. В суде нужен отчет аудиторской или заключение ревизионной комиссии. А нам предоставили мнение третьей стороны, это анализ какого-то юриста. Просто третьего лица.
Плюс предоставляем нотариальное заявление игрока. Он утверждает, что ответчик исполнил все требования. Проявил высокий профессионализм, его деятельность носила открытый характер».
Через 15 минут после начала Лаптев постановил: «Суд откладывается».
***
Из зала Геркус вышел на стартовом релаксе.
«Неожиданно для нас истец решил изменить свою подготовку, выступить улучшенно и принес кучу не идентифицированных нами бумаг, – сказал ответчик журналистам. – Мы будем в нее погружаться. Очевидно, понимая, насколько их требования фантасмагоричны, сейчас предприняли еще попытку обосновать их получше. Форма этой подачи – в последнюю секунду, подсовывая прямо на суде, — говорит о неуверенности истца в своей правоте. У них был год на подготовку этого иска, тем не менее они решили в последний момент это впихнуть».
– Понимаете, что в этих бумагах?
– Есть предположение. Когда мы обозначали свою позицию, нашли огромное количество уязвимых необоснованных мест и отсутствие фактических доказательств, что изложили в отзыве. Скорее всего, истец попытался ликвидировать часть этих пробоин.
– «Локомотиву» выгодно затягивать сроки рассмотрения дела?
— Мне сложно судить. Вообще эта стратегия не поддается никакому объяснению. Сначала объявить о суде, потом заплатить пошлину, предоставить часть материалов суду, а нам так и не предоставили ни разу, хотя это требование законодательства. В последнюю секунду предоставили еще больше документов, подтверждающих исковое заявление. Такая тактика.
***
Новая серия – 24 июля.
«В 12:20 всех устроит?» — уточнил Лаптев.