«Локомотив» – один из тех, кто обречён в ближайшее время переформатировать состав.
Нынешняя Лига чемпионов Юрия Палыча, конечно, прилично огорчила. Пусть даже соперники заведомо обещали быть более серьёзными, чем год назад, сыграть он рассчитывал успешней. Но вышло столь же скверно: одна победа при пяти поражениях.
Впрочем, держать удар Сёмин умеет. Виду он постарался не подать, а в конце прошлого года выступил в «Спорт-Экспрессе» с аналитической статьёй, где поделился выводами своего штаба, обобщившего массу невидимой на первый взгляд, но очень любопытной информации по ЛЧ. В частности, была признана проблема вторых таймов, поскольку почти все показатели игровой активности железнодорожников после перерыва явно проседали на фоне мощных соперников.
– Причина очевидна — скамейка. Замены, которые делал «Локомотив», не усиливали и не могли усилить давление на соперника. И наоборот. У «Ювентуса» дома на замену против нас, вышел, допустим, Игуаин, в Черкизове — Бентанкур, Дуглас Коста и Дибала, забивший нам на своём поле два мяча. Исход матча в итоге решил сольным проходом Дуглас Коста. Были ли у нас свежие игроки, которые смогли бы действовать на таком уровне? Конечно, нет.
Тот же самый тезис был подтверждён и показателями ротации состава.
– В целом получилось так, что «Локомотив» по сравнению с предыдущими матчами производил 2,2 замены, а его соперники — 3,4. И это при том, что средний возраст нашей команды — 28,3 года, а соперников — 27. Ротация сыграла громадную роль в результатах матчей, потому что возрастные футболисты должны чаще иметь передышку в играх.
* * *
С фактами спорить сложно: глубина состава у «Локомотива» действительно не очень. Впрочем, чтобы заметить это, даже не нужна Лига чемпионов – достаточно РПЛ. В играх национального первенства Сёмин частенько делает не три замены, а две, хотя обычно тренеры стараются использовать все возможности освежения состава. А в двух наиболее важных, пожалуй, матчах первой половины сезона «Локо» вообще был вынужден обходиться единственной заменой. Имеются в виду встречи с «Зенитом» (1:0) в сентябре и «Спартаком» (0:3) в октябре. То были матчи, прямо противоположные по своему характеру, но одинаково низкая активность в заменах только выразительней подчеркнула ограниченность ресурса, которым в пиковый момент располагал тренер.
Особенно скуден арсенал усиления игры в нападении. Если сзади какой-никакой выбор имеется, то впереди он стремится к нулю. Об атакующем перевоплощении Гжегожа Крыховяка сказано немало добрых слов, но ведь случилось оно не от хорошей жизни. Да и травмы нынче отчего-то чаще выбирали в составе «Локо» игроков атаки. То есть именно тех, кто должен, как говорит Сёмин, выходя со скамейки, нагнетать давление. Оба Миранчука, Смолов, Жемалетдинов, Фарфан, Джорджевич, Эдер, Жоау Мариу – больше или меньше, но что-то из-за повреждений пропустил каждый из них. Минимум – три матча (Эдер), максимум – все (Фарфан).
Неслучайно, конечно, «Локомотив» находится среди аутсайдеров РПЛ по количеству голов, забитых вышедшими на замену. Таких мяча всего два (Эдер против «Оренбурга» и Алексей Миранчук против «Арсенала»), но при этом – что лишь укрупняет важность темы – оба они принесли железнодорожникам победы.
К слову, лидер по продуктивности таких голов в нашем чемпионате сегодня неожиданный – «Рубин». Вообще-то эта команда забивала реже всех, 11 раз, однако чуть ли не в половине случаев, 5 раз, автором голевого удара становился поднявшийся со скамьи. В чемпионате есть клубы («Зенит», «Краснодар», «Оренбург»), имеющие и по шесть подобных попаданий, но часть их оказалась бессмысленной в турнирном плане. У Казани же каждый из пяти голов запасного приносил очки – трижды победы и дважды ничьи. И два таких удара – больше, чем любой другой – нанёс Хвича Кварацхелия. Парень, который в прошлом сезоне, если вы не забыли, был в Черкизове и от летней потери которого Палыч, как сам признался, уронил слезу.
* * *
В свежем интервью «Известиям» гендиректор «Локомотива» Василий Кикнадзе рассуждает по теме глубины состава так:
– Если он [Сёмин] говорит, что нужна скамейка, надо понимать, из каких ресурсов её формировать. Тогда однозначно нам надо сокращать количество легионеров. Если хотим взять иностранцев, то из нынешнего состава нужно оставлять 4–6 игроков из-за рубежа. Это вопрос серьёзного согласования между главным тренером, генеральным директором и трансферным комитетом.
Насколько можно понять, речь о том, что увеличивать бюджет для расширения скамейки клуб себе позволить не может, а потому некую имеющуюся сумму надо просто иначе перераспределить: вместо немногих дорогих взять многих недорогих. Как там у классика? Вчера большие, но по пять, а сегодня маленькие, но по три. Видимо, примерно так и выглядит сейчас селекционная альтернатива «Локо».
А всплакнуть по Хвиче можно – теперь уже всем железнодорожникам вместе – хотя бы потому, что он как раз пока по три, но с явной перспективой превратиться в того, который по пять. Таких, растущих, вообще найти не так просто, а тут был упущен уже найденный.
Впрочем, думается, прямо сейчас, зимой, заниматься перестройкой «Локо» не станет. Потому что пока, во-первых, ещё не согласованы внутри трансферные приоритеты, а во-вторых, нет понимания, под какой турнир переформатировать состав. Одно дело, если по итогам сезона в Лигу чемпионов команда выйдет, и другое – если не выйдет.
Только тогда и станет ясно, насколько маленькими могут быть те, которые по три. Или не совсем маленькими и не совсем по три. Хотя Палычу-то, понятное дело, хотелось бы и на скамейке видеть тех, что по пять.
Андрей Колесников