За неделю до старта чемпионата мира мы задали одинаковые вопросы о предстоящем турнире пяти бывшим главным тренерам сборной России. Общий лейтмотив – не так безнадежна наша нынешняя команды, как кажется.
– Контрольный матч с Турцией (1:1) был последним шансом оценить готовность команды Станислава Черчесова к чемпионату мира. Ваши ощущения?
Юрий СЕМИН, главный тренер сборной России – 2005, тренер сборной России – 1992-1994, 1996-1999:
– Думаю, сейчас правильнее забыть все товарищеские матчи и начать с чистого листа. Причем начинать уверенно. Вот и все. Абсолютно реально выкинуть из головы все, что происходило до начала чемпионата.
Анатолий БЫШОВЕЦ, главный тренер сборной России – 1998:
– Матчи за два года работы штаба Черчесова оставили двоякое впечатление. Пришлось делать смену поколений, что всегда проходит очень тяжело. Этот фактор, конечно, надо было держать в уме, когда мы играли с Испанией, Францией, Аргентиной или Бразилией, но сейчас, на финише подготовки, матч с Австрией оставил чувство неудовлетворенности от игры команды в обороне и в атаке. Зато по первому тайму встречи с Турцией, в которой мы моделировали стартовый матч чемпионата мира, появилось ощущение оптимизма. Время до Саудовской Аравии еще есть – и сам первый соперник нам как благо. Исходное состояние мы видим, желаемое Черчесовым понятно, теперь осталось перейти от одного состояния к другому и добиться победы.
Валерий ГАЗЗАЕВ, главный тренер сборной России 2002-2003:
– На этот вопрос лучше всех ответит главный тренер сборной России.
Борис ИГНАТЬЕВ, главный тренер сборной России 1996-1998:
– Есть вопросы. И много. А ответы получим только 14 числа в игре с Саудовской Аравией. Итоги двухлетней подготовки будем подводить только после турнира.
Георгий ЯРЦЕВ, главный тренер сборной России 2003-2004:
– Ощущения должны быть у Черчесова. Думаю, на соперников у него есть наработанные вещи. Дома играть, конечно, хорошо, но ответственность огромная. Ругать ребят не хочется, хвалить пока не за что. Но есть время исправить все ошибки.
Что бы вы сказали сейчас российским болельщикам?
СЕМИН:
– Давайте все вместе поддерживать нашу национальную команду! Это наша сборная – другой у нас нет. От болельщиков очень много зависит. Мощная поддержка значительно повысит мотивацию игроков. Так что, закончили всю критику! Команде нужны положительные эмоции!
БЫШОВЕЦ:
– Настоящие думающие болельщики, которые преданны футболу, вряд ли будут чем-то обделены на этом празднике. Разве что отрицательный результат нашей команды может испортить настроение в какой-то степени. Но, в целом, все получат зрелище на разные вкусы. Лучшие команды, лучшие игроки – никто не останется равнодушным.
ГАЗЗАЕВ:
– И на этот вопрос тоже – к Черчесову.
ИГНАТЬЕВ:
– В жизни каждого из нас произойдет уникальное событие. Чемпионат мира достается не каждой стране. Мы этого добились, и теперь должны получить максимум удовольствия. А нашу сборную не спешите критиковать. Да, есть некоторая неудовлетворенность сегодняшним состоянием, но все может поменяться в одночасье, и никто точно не знает, как она будет выглядеть на турнире. Давайте, поддержим команду. 12-й игрок очень ей нужен. А спрашивать будем уже после.
ЯРЦЕВ:
– Надежды и веры нам всем! Я удивлен, поражен и восхищен. Никогда в жизни не думал, что увижу чемпионат мира в нашей стране. Спасибо огромное нашему президенту и всем руководителям, который завоевали в тяжелой борьбе этот турнир для России. Еще раз скажу: давайте надеяться, что наша команда нас не подведет!
Будь у вас возможность выступить перед игроками, о чем бы говорили с командой?
СЕМИН:
– Все скажет Черчесов.
БЫШОВЕЦ:
– Сказал бы одно: никто не может подготовить тебя к турниру лучше, чем ты сам. Могу утверждать это на собственном примере: в 70-м году я с января отсчитывал дни до момента, когда выйду на поле «Ацтеки» в матче против сборной Мексики. И готовил себя соответствующе. Правда, к сожалению, у нас не принято обращаться к преемственности. Как Загалло помогал Паррейре в сборной Бразилии в 1994-м или как сейчас в теннисе Агасси помогает Джоковичу. Хотя, понятно, что опыт предшественника очень важен. Не хочу себя ни с кем сравнивать, но победа на Олимпиаде, ничьи с чемпионами мира и Европы на групповой стадии Евро-1992 дают право сказать игрокам какие-то главные слова.
ГАЗЗАЕВ:
– Опять же – это дело Черчесова.
ИГНАТЬЕВ:
– Вы счастливые люди. В ближайшие дни у вас произойдет такое важное событие, которое на себе могут испытать единицы футболистов на всем земном шаре. Помните об этом. Вы уже вошли в историю футбола, и пройдут многие десятки лет, а про вас все равно будут говорить. А вот что скажут, будет зависеть от того, как вы себя проявите.
ЯРЦЕВ:
– Кто был в моей сборной, знают, что я говорил перед большим турниром. Бить себя в грудь и рассказывать о патриотизме сейчас бы не стал. На это поколение легла огромная ответственность перед всеми болельщиками показать самую лучшую и бескомпромиссную игру. У нас очень талантливая команда. Товарищеские матчи не дали оптимизма, но официальные матчи – есть официальные. Мы увидим боевитый сильный коллектив. «Не тот, кто больше может, а тот, кто больше хочет», – помните знаменитые слова Николая Петровича Старостина? Наши футболисты должны очень захотеть порадовать всю страну своей игрой. Пусть вступают в борьбу не боясь, мы играем на своей земле, а дорогу осилит только идущий. Им простят все, кроме безразличия.
Ваши личные ожидания от чемпионата мира?
СЕМИН:
– Мы уже все выиграли, когда так хорошо подготовились к турниру как страна-организатор. Будет один из лучших чемпионатов в истории. У меня нет ни малейших сомнений в этом. Мы все увидим потрясающий футбол, к нам приедут сотни тысяч людей из других стран, и нам надо очень гостеприимно их встретить. Не на футбольном поле, а в жизни. Это самое главное! Наши гости должны увидеть, какая она – Россия, получить положительные эмоции и довольными поехать домой.
БЫШОВЕЦ:
– Если для болельщиков чемпионат мира – фестиваль, праздник и возможность наслаждаться искусством, которое будут показывать игроки, то для профессионалов – работа и, не побоюсь этого слова, учеба. Принцип наглядности позволяет получить много ценной информации о том, что сейчас предлагают тренеры и игроки.
ГАЗЗАЕВ:
– Могу только в очередной раз выразить свое восхищение тем, что турнир планетарного масштаба проводится в нашей стране. Мы получили великолепную, может быть, даже лучшую в мире инфраструктуру, великолепные спортивные объекты, много объектов социальной значимости и сотни тысяч рабочих мест. Страна фактически стала другой. И, конечно, мы все воочию увидим лучшие команды мира, лучших футболистов – это даст мощный толчок развитию футбола в России. Это база для наших будущих побед на чемпионатах мира и Европы.
ИГНАТЬЕВ:
– Прежде всего, я буду работать. Мне интересно смотреть, по какому пути развивается футбол. Все нюансы интересны: выход в атаку, стандарты, оборона – у меня есть поручение потом свои мысли сформулировать для специального буклета, который будет выпущен организаторами по итогам турнира.
ЯРЦЕВ:
– Точно знаю, что по организации это будет один из самых выдающихся чемпионатов мира в истории. Но больше всего я жду игру, результат и тот момент абсолютной радости и счастья, который футбол может дать болельщикам. Мы должны выстрелить. У нас талантливая команда, и очень многое будет зависеть от психологии тренерского штаба. Желаю Станиславу и всем его помощником быть не растопыренными пальцами, а сжатым кулаком. Вот чего я жду! Чтобы мы доказали, что российский футбол мирового уровня.
Как планируете следить за турниром?
СЕМИН:
– Сейчас я как раз разбираюсь с билетами. И, кстати, хочу сказать, что РФС мог бы выдать тренерам премьер-лиги, ФНЛ и ПФЛ по одному-два, чтобы можно было спокойно ходить и смотреть матчи чемпионата мира. Это была бы правильная и полезная практика, которую применяют другие страны.
БЫШОВЕЦ:
– Пока в моих конкретных планах значится только матч-открытие. А в остальном, рассчитываю увидеть вживую, как можно больше игр.
ГАЗЗАЕВ:
– По возможности посмотрю все матчи, которые пройдут в Москве. Постараюсь съездить в Санкт-Петербург на игру Россия – Египет. Это, наверное, максимум, что удастся посетить. Работы в Государственной Думе очень много даже во время чемпионата мира.
ИГНАТЬЕВ:
– У меня обширная программа. Начиная с 14 числа – шесть матчей в неделю, два матча 1/8 финала, два четвертьфинала и полуфиналы. Аккредитации и билеты уже имеются.
ЯРЦЕВ:
– Планирую посетить все, что смогу посмотреть. А что не увижу воочию, то увижу по телевизору.
Как выступит сборная России?
СЕМИН:
– Хочу, чтобы выступила как можно лучше.
БЫШОВЕЦ:
– Наша команда имеет хорошие шансы выйти из группы и выполнить задачу-минимум.
ГАЗЗАЕВ:
– Идеальный результат – четвертьфинал или полуфинал. Хороший – выход из группы. Все остальное не обсуждается.
ИГНАТЬЕВ:
– Из подгруппы мы выйдем. Это уже будет большой успех. А дальше на пути, скорее всего, будет Португалия или Испания, с которыми придется очень сложно.
ЯРЦЕВ:
– В прогнозах я не силен, но, уверен, группу мы пройдем, а дальше все будет зависеть от противника и прочих факторов.
Кто выиграет чемпионат мира?
СЕМИН:
– Не знаю.
БЫШОВЕЦ:
– Выделю трех претендентов – Германия, Испания, Бразилия.
ГАЗЗАЕВ:
– За последнее время это будет самый сильный чемпионат мира по составу участников. Бразилия, Аргентина – реальные претенденты? Да. Уругвай очень сбалансированная команда с большими амбициями. Из европейских сборных, конечно же, Германия, Франция, Испания, Бельгия – все претенденты на тройку призеров. И это я не назвал англичан, чемпионов Европы португальцев, хорватов, у которых очень сильная команда. Сами видите, какая конкуренция. Думаю, будет очень интересный чемпионат и предсказать его итог как никогда сложно. Но, может быть, из всех чуть-чуть предпочтительнее выглядят бразильцы.
ИГНАТЬЕВ:
– Германия, Испания или Бразилия. Кто-то из этой тройки.
ЯРЦЕВ:
– Выиграет чемпион мира.
Петр Терещенков