Конец февраля. Хабаровск, самый холодный город РФПЛ. Ночные температуры стабильно уходят за отметку «минус 20», дневные держатся в районе «минус 15». 24-е число: «СКА-Нефтяник» принимает нижегородский «Старт» в очередном матче чемпионата России по хоккею с мячом. Спортсмены – в свитерах, рейтузах, шлемах, перчатках – выходят на лёд под крышей современного манежа «Ерофей». Три дня спустя, 27-е число: «СКА-Хабаровск» принимает ярославский «Шинник» в матче 1/4 финала Кубка России по футболу. Игроки – в футболочках и трусиках, а некоторые даже без утепляющего белья, с голыми коленками – выходят на изумрудный пластиковый газон открытого, продуваемого всеми ветрами стадиона имени Ленина…
Если хочется понять, сколько здравого смысла в организационном и инфраструктурном обеспечении нашего футбола, лучшего средства, чем февральское столкновение двух этих хабаровских фактов, пожалуй, не найти.
* * *
Весь март чемпионат России мучился: снег или наледь, песчаные кочкодромы или звенящая синтетика. Везде, за исключением Краснодара и Санкт-Петербурга. Синоптики говорят, что первый месяц весны нынче выдался аномально холодным. Наверное, на самом деле так. Но поля-то у нас в эту пору убитые в любой год. Просто этот март особенно постарался, чтобы дать нам понять, чего мы натворили и продолжаем творить.
Постоянным аргументом идеологов системы «осень – весна» было то, что решающие матчи чемпионата будут проходить на идеальных полях. Вот сейчас, в марте, игрались решающие матчи или нет? Между «Спартаком» и «Локомотивом», например. Между хабаровским СКА и «Тосно». Между «Динамо» и «Краснодаром». Между «Амкаром» и «Арсеналом». Любое очко уже на вес золота. У каждого на своей шкале, но именно так. И в каких условиях были сыграны эти матчи?
Понятно, что март должен быть игровым месяцем при любой системе. Но только цена очка разная – на старте сезона и на финишной прямой.
* * *
Вам интересно знать, как светлое будущее виделось главному лоббисту сезонной реформы Евгению Гинеру? Вот коротенькая цитата из его интервью 2009 года.
– Для начала надо поменять местами круги, дать три-пять лет для оборудования полей и манежей. Если первая и вторая лига не успеют к этому времени подготовиться, тогда вообще не надо выходить в Европу. Давайте играть дворовый турнир и радостно хлопать в ладоши.
Этот прожжённый знаток жизни был так наивен, что надеялся вторую лигу обеспечить манежами за пять лет! А мы за восемь даже не подступились к тому, чтобы обеспечить высшую. И потому сегодня играем не чемпионат России, а дворовой турнир. Вы же слышали слова Луиса Адриано о том, что на таком поле, как в Казани, он играл только в детстве? Видите, и он согласен с Евгением Ленноровичем.
Хотя что там Казань – есть авторитетное мнение и про мартовский газон армейского стадиона. «На таком поле тяжело что-то придумать», – говорил Алан Дзагоев после домашнего матча с «Лионом». Который, к слову, пропустил Марио Фернандес, за несколько дней до того получивший на том же плохоньком поле стадиона ЦСКА мышечную травму ценой в полтора игровых месяца.
* * *
Между прочим, 10-тысячная хабаровская хоккейная арена «Ерофей», с которой был начат этот разговор, введена в строй в 2013 году. В 2010-м, когда президент РФС Сергей Фурсенко провёл в жизнь сезонную реформу, при желании ещё можно было поправить проект так, чтобы под крышей манежа были учтены интересы не только бенди, но и футбола. Кто-то это попробовал сделать? Насколько известно, весь инвестиционный проект РФС по переходу на систему «осень – весна» уместился на листе формата А4, что само по себе неплохо характеризует глубину проработки идеи.
А стадионы ЧМ-2018 – много среди них пригодных для зимней эксплуатации? В полной ли мере мы используем возможность для инфраструктурного прорыва, которую нам даёт мировой форум? Тот приступ ностальгии, который пробудил в Луисе Адриано казанский газон (это ведь стадион ЧМ!), к положительным ответам как-то не побуждает.
* * *
В «осень – весну» нас ввели и в святой вере в то, что теперь мы начнём греметь в Европе. Трудно уловить, в чём именно была причинно-следственная связь, но линия такая проводилась твёрдо. Вот ещё одна цитата из Гинера периода агитационной кампании.
– Пока мы, вопреки всему, выигрываем что-то на европейских полях. То ли это бронзовые медали на Евро, то ли Кубок УЕФА. Вопреки! Хочется, чтобы эти победы были логическим и закономерным результатом нашей общей работы. И тогда, кстати, этих побед будет больше.
А теперь тренер клуба Гинера жалуется на резко возросшую в связи с европейской практикой плотность календаря. Не улавливая, что тем самым укоряет своего босса. Да-да, не бездушных клерков из РФПЛ, а собственного работодателя.
Ведь это Гинер продавил нынешнюю систему, при которой матчи переносить просто некуда: к середине мая сезон надо завершить. А в прежнем сезонном формате простор для переноса весенних игр был широченный: всё лето и вся осень. И выигрывали наши клубы Кубок УЕФА не вопреки, как почему-то, ничего не объясняя, утверждал Евгений Леннорович, а именно благодаря.
И для ЦСКА в 2005-м, и для «Зенита» в 2008-м наши футбольные власти перенесли по пять игр внутреннего календаря, чтобы облегчить путь к Кубку УЕФА. Для армейцев, правда, это было облегчением весьма относительным, поскольку они параллельно продвигались ещё и по турнирному пути Кубка России, где на каждой стадии тогда игралось по два матча, а вот петербуржцы выгоды прежнего сезонного формата ощутили в полной мере. О чём говорить, если им расчистили две недели (!), отделявшие полуфинал Кубка УЕФА от финала. Тогда как соперник по решающему матчу, «Глазго Рейнджерс», все эти две недели у себя в Шотландии играл через два дня на третий.
Так что если тот порядок был «вопреки», то сегодняшний определённо «благодаря». И если у Виктора Гончаренко есть вопросы по апрельскому графику своей команды, можно задать их прямо в офисе клуба.
А можно ничего не задавать – просто радостно хлопать в ладоши. Как в своё время было рекомендовано знающими людьми.
Мы же, затевая «осень – весну», хотели европейской цивилизации? Мы её получили.
Андрей Колесников