А ещё лучше себя самой.
Когда сформировался состав участников 1/16 финала Лиги Европы, оказалось, что самое широкое представительство имеют трое – Испания, Италия и Россия: по четыре клуба от каждой. И вот теперь, когда шестнадцать пар закончили выяснение отношений, стали очевидны невероятные итоги раунда: Испания с Италией сохранили в турнире по две команды, а Россия – три. И столько в 1/8 финала не имеет вообще ни одна другая национальная федерация.
И ещё один промежуточный итог: Россия побила собственный рекорд в таблице коэффициентов. До сих пор исторический максимум был достигнут в сезоне 2015/16, когда «Зенит» гусарил в группе Лиги чемпионов, ЦСКА продирался туда через два раунда квалификации, а «Локомотив» с «Краснодаром» добрались до 1/16 финала Лиги Европы. Тогда итог сезона оформился в коэффициент 11,5000. Сейчас у нас уже 11,600, и три команды ещё остаются в игре.
* * *
В этом месте требуется выдохнуть и взять паузу. Потому что всё это, согласитесь, как-то слабо вписывается в наши нигилистические представления о собственном футболе.
Ладно лихие цифры двухлетней давности – мы знали, как их объяснить. Именами Халка, Гарая, Витселя, Думбии, Мусы, Ньясса… А теперь-то все халки разъехались. Теперь баллы в Европе мы берём голами Миранчуков, Жамалетдинова, Кузяева…
Нет, без Фернандеша с Фарфаном, конечно, тоже не обходится, однако русского и молодого в наших еврокубковых составах сегодня явно больше, чем прежде. Но мы же не готовы считать это объяснением успеха, так ведь?
Конечно, иногда в таблице коэффициентов случаются просто невероятные колебания, которые слабо поддаются аргументам логики. Допустим, нынешний провал Германии: на этот момент она имеет 7,714 балла – примерно вдвое меньше своей сезонной нормы. Но мы же не станем на этом основании утверждать, что бундеслига вдруг стала вдвое слабее. Или непонятная метаморфоза Бельгии: в прошлом сезоне она имела коэффициент 12,500, в текущем – 2,600.
Может быть, какая-то подобная аномалия имеет место и в нашем случае? Может. Но понять это наверняка мы сможем только год-другой спустя. А толкования-то хочется сегодня.
* * *
Тогда, может быть, нам просто везёт?
Совсем без этого, конечно, не обошлось, хотя особенно развивать тему не стоит. Не станем спорить, что в 1/16 финала жребий выбрал нам не самых сложных соперников. Но ведь и не самых простых: всё же двое представляли большую пятёрку. Вряд ли в этом смысле мы сильно отличались от конкурентов. Испанцы на этом этапе получили датчан и австрийцев, итальянцы – болгар и румын, мы – сербов и шотландцев: где такая уж большая разница?
Мы ведь помним, как, допустим, «Зенит» вылетал в подобную пору от «Андерлехта», «Базеля», «Твенте» – клубов примерно такого же калибра, что и «Селтик». Но нынче-то всё вышло иначе: петербуржцы выиграли даже с запасом.
Безусловно, в Глазго гости имели бледный вид. Только это история неизбежная. Если попытаться облечь в образы, то Россия в феврале – это тот бегун, который трогается со стартовых колодок, а прочая Европа – тот, который летит, уже набрав ход: понятно, у кого преимущество. Даже «Локомотив» – единственный, кто выиграл неделю назад – тот матч в Ницце начал кошмарно: 0:2 к исходу получаса. Просто железнодорожники первыми среди наших сумели переключить тумблер скоростей – в пределах тех же полутора часов: остальным времени потребовалось больше.
* * *
А возвращаясь к разговору о везении, можно сказать, что тема это гибкая – смотря чьи промахи вспоминать. Можно Александара Пешича, можно Марио Балотелли, а можно Ильи Кутепова. Ведь «Спартак», единственный наш неудачник, как теперь ясно, не прошёл в следующий раунд из-за третьего мяча, пропущенного на своём стадионе. Того самого, который Кутепов необъяснимо не сумел остановить на линии ворот.
Спартаковского защитника можно упрекать за то, что не очень успешен в овладении высшей математикой своего ремесла, но там-то эпизод был из разряда дважды два – такие даже во дворе щёлкает каждый. Просто непруха, и всё.
Притом что в целом, по содержанию игры, «Спартак» не был хуже «Атлетика». Ни в первом матче, ни во втором. Возможно, не был явно лучше – такое в силу времени года изначально представлялось маловероятным, – но глобально уж точно не уступил. Если что, соотношение ударов по воротам в сумме за обе игры – 26:9 в пользу «Спартака». Так что если бы России действительно тотально везло, она прошла бы в следующий раунд всей четвёркой.
* * *
Хотя разобраться в природе происходящего с нашими клубами в Лиге Европы всё-таки хочется. И для этого у нас есть ещё шесть матчей. Это по меньшей мере.
Андрей Колесников