В преддверии игр с Аргентиной и Испанией рассказываем, как Станислав Черчесов объединил схемы 3-4-3 и 3-5-2, и объясняем, почему это важно.
На прошлой неделе главный тренер сборной России Станислав Черчесов в интервью «Советскому сорту» раскрыл одну из тактических фишек нашей команды: «Собираюсь ли я трансформировать схему по ходы игры? Собираюсь. Так как мы это сделали по ходу контрольного матча с Южной Кореей. Мы начали матч по схеме 3-5-2, но увидели, что она с корейцами работает неважно, и тогда мы не просто перешли на 3-4-3, а соединили две схемы. При атаке и прессинге применяли одну (3-4-3 - примета «Советского спорта»), а при обороне – другую (3-5-2 - примета «Советского спорта»)».
ЮЖНОКОРЕЙСКИЙ ОПЫТ
Южная Корея играла в три центральных защитника. В первом тайме они регулярно работали с мячом. А сборная России не знала, как к ним подступиться. Зрителю можно было заснуть, проснуться и ничего при этом не пропустить. Схема 3-5-2, которую использовала наша команда, для прессинга тройки защитников не подходила - нападающие Федор Смолов и Александр Кокорин заставить соперника ошибаться не могли чисто физически, так как были в меньшинстве (схема 1). Поэтому игра проходила в сонном темпе.
Беспрепятственное владение мячом корейскими защитниками стало главной причиной, почему сборная России во втором тайме перешла на схему 3-4-3 в стадии высокой обороны - теперь у нас стало три прессингующих в передней линии (схема 2). Для этого в компанию к Кокорину и Смолову из средней линии выдвинулся Ерохин. Теперь у сборной России на трех защитников корейцев было три прессингующих. И они своим движением заставляли их быстрее избавляться от мяча, в том числе часто играть длинными передачами. Это привело к ускорению темпа и ошибкам. В таком футболе Россия преуспела больше, забив после перерыва три мяча и одержав победу - 4:2.
В то же время при позиционной обороне сборная России по-прежнему действовала по модулю 3-5-2 (схема 3). И этому есть объяснение: Кокорин и Смолов обладают хорошей скоростью и способны убежать в контратаку. На это можно рассчитывать и держать их ближе остальных к чужим воротам. У команд, защищающихся по схеме 3-4-3, при позиционной обороне крайние нападающие обычно играют очень глубоко. В таком случае Черчесову нужно было опускать в глубину одного из форвардов. Он посчитал, что лучше перестраиваться на 3-5-2.
ВАРИАТИВНЕЕ БУДЕМ
Очень хорошо, что Южная Корея поставила перед нами трудную задачу - теперь сборная России будет вариативнее. В мире, где одинаково часто используют тактику как с двумя центральными защитниками, так и с тремя, важно уметь играть против действующих разными способами коллективов. В том числе их прессинговать. Что, если сборной России на ЧМ-2018 нужно будет обязательно побеждать команду с тремя центральными защитниками, которая решит контролировать мяч? Во время Евро-2016 экс-игрок Испании Хави перед встречей сборной своей страны с Италией признался, что трех защитников вообще прессинговать очень неудобно. Дорогой Хави, не можем не поверить - убедились на себе! Зато у сборной России теперь есть шаблон противодействия, который нужно наигрывать.
Использовать два модуля - 3-5-2 и 3-4-3 - по ходу одного матча России позволяет подбор игроков - у нас есть универсалы. Александр Ерохин один из них. Интересно, что в перерыве матча с Южной Кореей Черчесов заменил Антона Миранчука и выпустил на поле Дмитрия Тарасова. В схеме 3-4-3 Тарасов составил пару опорников с Кузяевым - в данном модуле два разрушителя в центре необходимы. В схеме 3-5-2 к ним в компанию опускался Ерохин. Антон Миранчук более атакующ и менее универсален, поэтому Черчесов решил заменить его. Выходит, действия в обороне были первичнее атаки. А ведь Ерохин далеко не главный наш универсал. Головин, Дзагоев и Зобнин в атаке изобретательнее будут, а в работоспособности не уступят товарищу! С любым этим футболистом можно трансформировать схему по ходу одного матча. А значит, подстраиваться под соперника.
В объединении схем Черчесова нельзя назвать новатором - такие вещи любит делать Пеп Гвардиола. Однажды, в прошлом сезоне, два комментатора спорили, по какому модулю играет его «Манчестер Сити». Один настаивал на варианте с двумя центральными защитниками, а другой утверждал, что их три. К общему знаменателю так и не пришли. Истина, как это часто бывает, лежала посередине - формация «горожан» менялась в зависимости от фазы игры. Футбол в 21 веке слишком гибок, чтобы игровой модуль был величиной постоянной. Черчесов, как и Гвардиола, это понимает.
ИСПЫТАНИЕ АРГЕНТИНОЙ И ИСПАНИЕЙ
Матчи с Аргентиной и Испанией станут для России проверкой повышенной сложности. При всем уважении к Южной Корее, таких технарей, какие есть в этих командах, у них нет. Уж что-что, а комбинировать испанцы и аргентинцы умеют. Объединяет эти две команды наличие игроков «Барселоны», философией которой является комбинационный розыгрыш мяча. В отборочном турнире ЧМ-2018 и Аргентина, и Испания использовали расстановки как с двумя центральными защитниками, так и с тремя. Вот уже проверка так проверка!
В первую очередь интересны действия сборной России при обороне. Дело в том, что в фазе атаки схемы 3-5-2 и 3-4-3 похожи друг на друга. В первом случае из трех центральных полузащитников два активно поддерживают атаку. Во втором из двух центральных хавбеков один выдвигается вперед. Получается, что при позиционной атаке в обоих случаях позади всех остаются три центральных защитника и один хавбек - четыре футболиста.
В схеме 3-4-3, которую Россия использовала не только с Южной Кореей, но и с Ираном, ключевую роль играл Далер Кузяев - он успевал и атаковать, и защищаться. Этот полузащитник отличается чтением игры и моторностью. Очень важные умения при игре в два хавбека в центре при прессинге - неправильная интерпретация эпизода может дорого стоить.
Евгений Ломоносов