Обозреватель Sovsport.ru попытался понять, каким образом бесплатный показ матчей на российском ТВ популяризирует отечественный футбол. Но так и не смог этого сделать.
ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ
Переносы, переносы, а я маленький такой. Вслед за дерби «Спартак» - ЦСКА по календарю сдвинулся матч «Рубин» - «Зенит». Должен был состояться днем в воскресенье, 23 августа, — состоится вечером понедельника, 24-го. И вроде невелика разница, если бы только вслед за самим матчем не уплыла его трансляция на общедоступном НТВ. Теперь миллионам граждан, алчущих искрометного футбола, покажут игру «Уфа» - «Локомотив».
Формально все в шоколаде. «Рубин» имел право потребовать переноса игры в связи с еврокубками — он его реализовал. На этом шоколад заканчивается и начинаются вопросы.
Лига Европы — не Лига чемпионов, где есть календарная «вилка», вторник или среда. О датах матчей «Рубина» в раунде плей-офф было известно заранее. Оба, если Казань и Скопье не растопчут Годзиллы, пройдут по четвергам. Глубоко прочувствовав этот факт, составители российского календаря придумали «Рубину» такой график: 20-го августа — игра в Македонии, 23-го — дома с «Зенитом», 27-го — ответный матч Лиги Европы в Казани, 30-го — против «Мордовии» в Саранске. И «Рубин» с таким графиком радостно согласился. А потом затребовал переноса.
Разумеется, Казань не знала, что ей попадутся именно «Работнички», и что первый матч случится в гостях. Но вот интересно, если бы первую встречу «Рубин» проводил дома, он сыграл бы с «Зенитом» через два дня в 13.30 или все равно перенес бы матч на понедельник? Со стороны кажется, что готовиться к чемпионам страны три дня — нормальная инициатива. Если так, что мешало проявить ее заранее, на стадии утверждения календаря?
Эта история беспокоит не с точки зрения самочувствия «Рубина», а с точки зрения болтанки телетрансляций. Понятие «Его Величество Календарь» в российском футболе, похоже, не приживается. Даты, стадионы, города меняются с легкостью необыкновенной. И не только из-за обстоятельств непреодолимой силы, но и по щучьему велению. Клубы, зная это, планируют будущее задней ногой. Болельщик, напротив, в планировании ограничен. Примерился было Татарстан сходить на Халка, да Халк вместе с центральным матчем тура переехал на понедельник. Зрителей на стадион в Казани придет железно меньше. О телезрителях сейчас поговорим.
ХОРОШИЙ ЗРИТЕЛЬ НЕ ОТВЕРНЕТСЯ, А ПЛОХОЙ НИ К ЧЕМУ
Опустим тот момент, какие именно клубы можно увидеть в бесплатном варианте, а какие нельзя. Хотя тут есть, к чему прицепиться: «Локомотив», допустим, в первых шести турах на НТВ покажут трижды. Хотелось бы понять другое. Что именно РФПЛ и телевидение вкладывают в понятие «популяризация»? И из каких критериев они исходят, продвигая в массы российский футбол?
С 1 ноября, если верить озвученным планам, запускается общедоступный телеканал «Матч-ТВ». На нем хотят показывать по два матча из каждого тура. Останется ли воскресная игра на НТВ, никто толком сказать не может. Каким боком ко всему этому Первый канал, выхватывающий жирные куски вроде дерби «Спартак» - ЦСКА, тоже загадка.
Не так давно я спросил министра спорта, насколько велик бизнес-потенциал чемпионата, демонстрирующего бесплатно по два-три не худших матча каждого тура. Было отвечено традиционно для последних лет: прежде чем снимать с трансляций денежные сливки, нужно «подсадить» зрителя на футбол. Именно потому, должно быть, встречу участников еврокубков «Рубина» и «Зенита» меняют на матч участников чемпионата России «Уфы» и «Локомотива». Хороший зритель не отвернется, а плохой ни к чему?
Или вот было в прошлом году торжественное открытие новой казанской арены. Игру «Рубина» с «Локомотивом» по такому случаю показала «Россия-2». Речь на мероприятии держал Виталий Мутко. Других причин вовлекать в футбольные трансляции канал, не имеющий на них прав, не просматривается. Открытие стадиона можно было осветить и отдельной передачей, если страна так этого жаждет. При чем тут сам матч? Футбол, который бизнес-проект, - при чем?
«Россия-2» заплатила «Лиге-ТВ» за показ? Охотно верю. Но что руководило выбором? Ведь ни до, ни после премьер-лигу «Россия-2» не показывала. И отбились ли вложения, спрошу я риторически?
Создание «Матч-ТВ» окончательно путает карты тем, кто рассказывал пару лет назад о взрыве продаж трансляций и победном марше платного футбола, шагающего по стране. Клубы голосят: мало денег от телевидения. Зрители голосят: мало зрелищ на халяву. Государство привычно вторгается в ситуацию с бюджетным рублем и запутывает ее совсем. Оно же на безальтернативной основе выкупает у лиги телеправа. Тина Канделаки и Михаил Гершкович-младший выстраивают стратегии, но цели их организаций чуть ли не взаимно исключают друг друга. Возмущения, почему наш чемпионат такой дешевый с точки зрения ТВ-продаж, все тише. А чего возмущаться, если и так все ясно?
И тут еще вечно плавающий календарь. Странно это. Позовем, что ли, какого-нибудь английского маркетолога, если сами не понимаем? Пусть объяснит, что такое футбольный телепродукт, и из чего складывается его цена. А мы ему расскажем, что нам заработки по барабану, и что мы лучше введем потолок зарплат, чем сделаем из футбола привлекательный товар. И что вообще бы не дергались, если бы не проклятый финансовый «фэйр плей».
Вот так и поговорим. После чего он уедет, выпучив квадратные глаза, а мы прильнем к экранам в ожидании матча «Уфа» - «Локомотив». Крайне интересного для просмотра и крайне выгодного для показа.