Известный футбольный агент Шандор Варга — о возможных последствиях санкций для российского футбола
16 клубов российской премьер-лиги оперируют годовым бюджетом в $1,5 млрд. Однако уже в следующем году эта цифра, скорее всего, претерпит значительные изменения. Госкорпорации больше не смогут выделять такие сумасшедшие средства на развитие клубов, в которых выступают 176 иностранных футболистов.
За полтора десятилетия постоянно растущих дотаций из разного рода бюджетов российские команды так и не научились самостоятельно зарабатывать — на телевидении, стадионных сборах, реальном спонсорстве или продаже атрибутики.
О ближайшем будущем российского футбола и перспективах главного тренера сборной России Фабио Капелло отработать свой контракт до конца рассказал известный футбольный агент Шандор Варга.
— Шандор, вы встречались с Фабио Капелло в Будапеште. В каком настроении находится итальянский специалист?
— У Фабио рабочее настроение. Он намерен продолжить работу и вывести сборную России в финальный этап чемпионата Европы-2016. Все его мысли связаны только с этими планами. Капелло не зацикливается на том, что какое-то время ему не платят зарплату. Фабио — обеспеченный человек, который понимает временные сложности в РФС.
— Из разных источников поступает информация, что Капелло может не доработать свой контракт до 2018 года. Кто, на ваш взгляд, из российских специалистов готов сменить итальянца?
— Таких тренеров много. Не думаю, что стоит в очередной раз перечислять фамилии. Вы хорошо знаете мою позицию: национальная команда — это что-то большее, чем футбол. Я считаю, что любой сборной должен руководить именно отечественный специалист. Это большая социальная функция, объединяющая людей. Даже если свой тренер является менее квалифицированным специалистом, чем иностранец. Стоит признать, что в России нет наставника такого калибра, как Фабио.
— Приведете примеры назначения малоизвестных тренеров, которым удалось выстрелить с национальной командой?
— Достаточно вспомнить, как Юргену Клинсману, не имеющему на тот момент достаточного опыта, доверили руководить сборной Германии, или молодому тренеру Хосепу Гвардиоле дали в управление главный клуб Каталонии. Таких примеров много: Роберто Донадони в Италии, Нико Ковач в Хорватии, Паулу Бенту в Португалии...
Кстати, схожая ситуация была и в венгерской сборной. Молодой тренер Паль Дардаи был назначен главным тренером на три матча, а руководители нашего футбола искали нового наставника. Они обращались ко мне насчет иностранного специалиста, но я ответил им следующее: «Доверьте команду Дардаи, и пусть он растет вместе с ней». Он понимает ребят, игроки его принимают, и они поднимаются вместе.
А если пригласить именитого тренера, то надо ждать, когда он опустится к ним, когда они поймут его. А этого может вообще не произойти. Свой же тренер будет переживать за свою нацию, страну. Это оптимальный вариант.
— Давайте перейдем к теме футбольных клубов. По мнению финансовых аналитиков, российский спорт, в частности футбол, ждут серьезные изменения. Совсем скоро госкорпорации больше не смогут в таком же объеме финансировать клубы РФПЛ. На ваш взгляд, к чему это приведет?
— Я прекрасно понимаю, что российские клубы живут за счет больших вливаний богатых людей или государства. У ваших клубов нет больших доходов от телетрансляций и продажи билетов, как в топ-первенствах Старого Света. Поэтому мировой экономический кризис коснется их в первую очередь.
Именно для подобных случаев УЕФА разработал принцип финансового фейр-плей: тратить можно столько, сколько ты зарабатываешь. Это логично, и в этом будущее всего европейского футбола. Нужно делать ставку на своих воспитанников, а не тратить огромные деньги на приглашение легионеров. Когда миллионы долларов тратятся на покупку одного футболиста — это неправильно. В футбол хлынули какие-то запредельные деньги. Когда футболист получает в тысячу раз больше, чем хирург, — есть над чем серьёзно задуматься.
— Каким образом российские клубы будут делать ставку на своих воспитанников, если многие команды РФПЛ не выделяют на свою академию больше 2–3% бюджета?
— Это в корне неправильная политика. Воспитание своих кадров — это самое главное. Необходимо выделять минимум 10–15% бюджета на воспитание юных дарований. Зачем покупать игрока за условные €10 млн, если можно вырастить своего воспитанника за гораздо меньшую сумму.
Понятно, что из 500 занимающихся только 10 станут профессиональными футболистами, но ведь вкладывая деньги в академию, клуб выполняет социальную функцию. В академии детей учат здоровому образу жизни, коллективизму, честной игре. Глупо на этом экономить. Также необходимо обеспечить достойную зарплату детским тренерам. Когда я узнал, какая средняя зарплата детского тренера по России, мне стало не по себе.
— После этого Капелло жалуется на нехватку кадров для национальной сборной...
— Это действительно большая проблема. В Венгрии мы обсуждали это с Сергеем Семаком. Когда он был действующим футболистом, то на одну позицию в сборной России претендовало 2–3 игрока, хотя денег в вашем футболе было в десятки раз меньше. Сейчас такой конкуренции нет. Всё потому, что тренеры, работающие в РФПЛ, за редким исключением, боятся ставить в состав 17–18-летних парней. А ведь только так появляются хорошие игроки. Определяющих факторов успеха много. Это и смелость тренера, и уровень подготовки игроков.
— Несмотря на более чем 10-кратный рост клубных бюджетов с 2000 года, средняя посещаемость футбольного чемпионата застопорилась. В 2000 году — 11 800, в 2014-м — 12 500. Почему так происходит?
— Полные трибуны — это показатель уровня чемпионата. Если болельщики не заполняют стадионы, тогда зачем играть в футбол. Если у клуба есть профессиональные успехи, на него ходит много зрителей, тогда клуб может оперировать внушительными суммами.
Если ни того ни другого нет, то проблема не в финансах, а в слабом менеджменте. В современном футболе фигура главного тренера — это только 20% успеха. Остальные 80% — работа менеджмента и подбор футболистов.
— Строительство стадионов к домашнему чемпионату мира может изменить сложившуюся ситуацию?
— Безусловно. Новые стадионы создают интересный эффект. В Киеве построили новый Олимпийский стадион, на котором впоследствии проходил финал чемпионата Европы. Первый официальный матч «Динамо» собрал на 30 тыс. человек больше, чем обычно. Уровень «Динамо» не изменился, но хорошо оборудованный стадион, где есть клубный музей, рестораны, детские комнаты, сыграл решающую роль. Когда семья в полном составе может прийти на стадион — это совершенно другой уровень отдыха.
Тимур Ганеев
20 ноября 2014, 18:13