Рангник привел в «Локо» уже 10 друзей (и друзей друзей). Директора по медицине обвиняли в коррупции, ассистент тренера — из 5-й лиги.
Иерархия архитектора Рангника.
Кажется, Ральф Рангник наконец-то полностью пересобрал спортивный блок «Локомотива». В октябре новым главным тренером стал Маркус Гиздоль, Лутц Зибрехт — его ассистентом, а Марвин Комппер — аналитиком. Были и менее публичные назначения — в результате команда Рангника в Москве разрослась уже до одиннадцати человек.
Компетенция — одна из трех ключевых «К» в его философии наряду с концепцией и капиталом. Концепцию (стратегию) руководство «Локо» представило, деньги на модернизацию клуба «РЖД» выделили (плюс клуб взял кредит).
Теперь — время знакомства с персоналом, который должен обеспечить третью «К», и новой управленческой иерархией «Локомотива».
Мы наконец-то узнали название консалтинга Рангника и его бизнес-партнера. Похоже, Цорн рулит «Локо», когда Ральфа нет в Москве
1. Начнем с самого Ральфа Рангника. Он архитектор всего проекта нового «Локо». Во время первого и пока единственного публичного выступления в России Ральф заявил, что он — независимый консультант, но в клубе его настойчиво называют директором по спорту и развитию (в том числе на той самой пресс-конференции).
Рангник — один из двух руководителей, которых пресс-служба «Локомотива» последовательно представляет сотрудниками клуба, но чьи имена не значатся в разделе о персонале ни на сайте москвичей, ни на сайте РПЛ (второй — директор по развитию игроков, медицине и инновациям Хорхе Иван Мартинес Рентериа).
2. Бывший гендиректор «Спартака» Томас Цорн в «Локомотиве» занял пост технического директора. Хотя на клубном сайте его профиля тоже до сих пор нет, РПЛ зарегистрировала его в должности аналитика. Такая псевдо-роль связана с тем, что при Гиздоле Цорн находится на тренерской скамейке москвичей. «Томас спросил: «Хочешь, я буду, как в Германии, сидеть на скамейке?» Я ответил: «Да, конечно, я не против», — объяснял Гиздоль.
Похоже, у Цорна особая роль в московской иерархии Рангника. Сам Ральф назвал его своей «правой рукой». Видимо, Томас — звено между клубом и консалтинговым агентством Рангника.
Когда Ральфа нет в Россим, Цорн берет на себя оперативное руководство процессами. По крайней мере, именно так все выглядит по словам австрийского физиотерапевта Мартина Хэммерле (о нем позже). В интервью Neue Vorarlberger Zeitung после назначения в «Локомотив» он рассказал: «Рангник не постоянно на месте, а ездит по всему миру. Оперативную команду возглавляет Томас Цорн, а под ним — главы отделов».
Где и когда познакомились Рангник и Цорн, неизвестно.
3. Еще один приближенный человек к Рангнику — Ларс Корнетка. Конечно, и у него нет профиля на сайте «Локо». Зато в РПЛ его, как и Цорна, 15 октября зарегистрировали в качестве аналитика.
На самом деле Корнетка — партнер Рангника по консалтинговой фирме. На пресс-конференции Ральф отказался говорить о названии компании, но у нее уже появились сайт и логотип (название шокирует — «Rangnick Kornetka Consulting»). Немцы планируют не только консультировать клубы по примеру «Локо», но и проводить индивидуальные тренинги с тренерами, спортивными директорами и футболистами.
Корнетка помогает Рангнику в Москве с самого начала — фактически затыкает дыры. Пока в «Локо» не было отлаженной селекционной работы, Корнетка участвовал в поиске игроков и переговорах (например, с Тином Едваем). Когда Гиздоль только приехал в Россию и еще не сформировал тренерский штаб, Ларс помогал и ему (был на скамейке на матче с «Рубином»).
Корнетка называет себя футбольным крестным сыном Рангника. По образованию Ларс — журналист, и именно благодаря Ральфу он попал в футбол. В 2007-м «Хоффенхайм» начал выстраивать отдел видеоаналитиков под руководством экс-журналиста телеканала WDR Бернхарда Петерса — тот позвал на собеседование своего бывшего подчиненного Корнетку.
«У меня была встреча с Ральфом Рангником и Яном Шиндельмайзером (спортивным директором клуба). Я сказал им, что у меня есть технические знания и умение монтировать, но я не очень знаю, как все устроено в профессиональном футболе», — говорил Корнетка в интервью Spox.
В середине 2000-х готовых видеоаналитиков почти не было, так что Ларса взяли. Первое видео, которое Корнетка нарезал для тренерского штаба «Хоффенхайма» — провал. «Я запустил ролик и объяснил, что увидел в игре. А потом Рангник и Хельмут Гросс показали мне, что на самом деле было важно. В итоге половина моего видео оказалась мусором, а другие важные аспекты я совсем просмотрел. Таким было обучение через практику», — рассказывал Корнетка. По словам Ларса, Рангника это не смущало: «Мне нравится в тебе, что твой жесткий диск еще пуст и его можно заполнить».
После «Хоффенхайма» Корнетка работал видеоаналитиком в «Шальке», «Лейпциге», «Баварии» времен Гвардиолы, а еще ассистентом тренера в «Байере», том же «Лейпциге» и ПСВ.
Селекцию ведет создатель скаутского отдела «Хоффенхайма». Главу отдела медицины подозревали в коррупции
4. «Отдела скаутинга не было. Никто не отвечал за скаутинг профессиональной команды. Мы с Цорном решили, что перед тем, как искать иголку в стоге сена, нужно создать отдел скаутинга», — рассказывал Рангник. Поэтому одним из первых Ральф позвал Кристиана Меккеля — человека, так же когда-то с нуля создавшего сильный скаутский отдел в «Хоффенхайме», нашедший Демба Ба, Луиса Густаво и Карлоса Эдуардо.
На последних местах работы (в «Нюрнберге», «Ганновере» и австрийском «Альтахе») Меккель был уже не так успешен, но, вероятно, Рангника совсем не волнует неудачный опыт знакомых вне его системы. Теперь Меккель возглавляет селекционный отдел «Локо».
5. Второй человек в отделе селекции «Локо» — Маттиас Валленвайн. Валленвайн был видеоаналитиком на немецком ТВ и работал в Opta Sports. Его единственный опыт в большом футболе — должность скаута по Южной Америке и Великобритании в «Байере» в 2016-2021 годах.
В этот период у «Байера» было несколько крупных покупок из Аргентины и Бразилии (Аларио из «Ривера» за 24 миллиона, Паулиньо из «Васко» за 18,5 млн, Паласиос из «Ривера» за 17 млн евро). Аларио стабильно выбивает по 10-15 голов за сезон, но отбить траты на 29-летнего форварда (переходил в 24 года) уже вряд ли получится. 21-летний Паулиньо и 23-летний Паласиос еще только тянутся к цене, за которую их привозили в Германию.
На британском направлении при Валленвайне тоже все было неоднозначно. Демерэя Грэя купили за 2 млн евро, за сезон он сыграл лишь 12 матчей и уехал обратно в АПЛ за те же деньги. Зато 20-летний голландский крайний защитник Джереми Фримпонг, которого зимой выкупили у «Селтика» за 11 млн евро, кажется находкой — регулярно играет, уже сейчас Transfermarkt оценивает его в 15 млн.
В «Локо» Валленвайн попал, вероятно, по знакомству с Ларсом Корнеткой, который работал в «Байере» в 2014-2018 годах.
6. Вместе с селекционным отделом Рангник начал выстраивать медицинский. В конце июля директором по развитию игроков, медицине и инновациям стал мексиканец Хорхе Ивана Мартинеса Рентерию (не путать с испанским физиотерапевтом Иваном Лопесом Мартинесом, который в клубе еще со времен Ильи Геркуса).
На клубном сайте и сайте РПЛ Рентерии, естественно, нет. В пресс-релизе рассказывалось о приличном опыте мексиканца: учеба в Беркли, сотрудничество с «Ливерпулем» и бразильскими топами вроде «Сан Пауло», «Коринтианса» и «Сантоса», а также работа советником по вопросам здравоохранения в правительстве Мексики.
«В «Коринтианс» я привнес абсолютно новую систему физиотерапии и восстановления игроков. В «Ливерпуле» я занимался созданием целостной системы подготовки и развития молодых игроков клуба», — рассказал Рентериа в интервью Sport24. В открытых источниках следов его футбольной работы нет, но должность физиотерапевта и не предполагает публичности.
Зато есть упоминания о его деятельности в мексиканских госорганах. В апреле 2016-го Рентериа возглавил научный отдел по спорту при профильной комиссии правительства Мексики, где занимался оптимизацией процессов подготовки профессиональных спортсменов. «Физическая подготовка — это одно, но важны также питание, психология, профилактическая медицина и все, что относится к процессу восстановления», — объяснял специалист.
В августе 2016-го Мексика слабо выступила на Олимпиаде в Рио (3 серебра, 2 бронзы). Главу нацкомиссии по физкультуре и спорту Альфредо Кастильо Сервантеса вызвали в Сенат для объяснений, с ним ходил и Рентериа. Хорхе объяснил депутатам, что результаты трансформации можно будет увидеть только через 4-8, а то и через 12 лет.
После провала в Рио грянуло антикоррупционное расследование журнала Proceso. Журналисты утверждали, что Кастильо Сервантес раздал формальные должности как минимум семи своим приближенным и платил им топовые зарплаты — выше, чем любым атлетам и их тренерам. Среди этой семерки упоминали и Рентерию с окладом 80 тысяч песо в месяц (около 300 тысяч рублей).
По данным Proceso, Рентериа значился как тренер по системе TRX (функциональный тренинг с использованием специальных петель) и якобы отвечал за пять юниоров-тхэквондистов. Но на деле у этих спортсменов был другой тренер по физподготовке, и они даже не были знакомы с Рентерией. После 2016 года упоминаний о работе нового директора «Локо» по медицине в Мексике не было.
В «Локо» Рентерию лично пригласил Рангник: «Когда он мне позвонил, я ехал за рулем своей машины. Если звонит Ральф и предлагает работу, то ты можешь быть уверен на сто процентов, что это стоящее дело, которому без опаски можешь посвятить все свое время и энергию». История знакомства Рангника и Рентерии неизвестна.
В Москве мексиканский медик уже успел стать героем телеграм-каналов. Журналист «Спорт-Экспресса» Максим Алланазаров писал, что Рентериа «мог сам решать, кто выйдет на поле, а кто нет» и выдавал Марко Николичу список доступных для игр футболистов.
7. В октябре штаб физиотерапевтов «Локо» увеличился за счет бразильского специалиста Лусио Да Силвы. Учитывая, что в клубе уже работают два физиотерапевта-испанца, а также приход Рентерии, испанский язык теперь — основной в этом отделе.
Пресс-служба москвичей утверждает, что Да Силва работал в Олимпийском комитете Бразилии (на сайте организации упоминаний об этом не нашлось). Судя по профилю Да Силвы в фейсбуке, самые близкие ему виды спорта — гандбол и дзюдо. У него синий пояс по дзюдо (один шаг до кандидата в мастера спорта), он регулярно играет на гандбольных турнирах ветеранов.
Единственная научная работа Да Силвы в специализированной соцсети для ученых Researchgate — тоже о гандболе. В ней оценивается изменение физических показателей профессиональных гандболистов к концу сезона. На других порталах также можно найти его научпоп-статьи о функциональных тренировках и профилактике травм при занятиях зимними видами спорта.
8. Еще одного специалиста по физподготовке «Локо» нашел в австрийском олимпийском центре Форарльберг. Мартин Хэммерле рассказал местной газете об отъезде в Москву еще 17 октября: «Я буду работать в Performance Unit (видимо, речь про отдел, который возглавил Рентериа — Sports.ru), который сейчас формируется. (Мы будем определять), как выглядят программы тренировок и тренировочные протоколы — их подготовка и последующая обработка. Наша задача — сократить для игроков промежуток между восстановлением и возвращением к максимальным кондициям».
В «Локомотиве» о нем до сих пор ни слова — пресс-релиза о назначении не было, профиль на сайте тоже не появился. Хэммерле с 2008 года работал в олимпийском центре Форарльберг. В этом центре проводит тренировочные сборы местный «Альтах», и с 2012-го Хэммерле сопровождал его в качестве тренера по физподготовке и физиотерапевта.
Спортивным директором «Альтаха» в 2019-2021 годах был Кристиан Меккель. Именно благодаря селекционеру «Локо» австриец попал на радары команды Рангника: «В последние полтора года моего сотрудничества с «Альтахом» мы с ним интенсивно работали. Благодаря ему я и попал в круг избранных, которым вообще предложили это место».
Футболисты не единственные клиенты Хэммерле. У него очень разнообразный опыт: работал с теннисистами, велосипедистами, сноубордистами, горнолыжниками, марафонцами, даже с яхтсменами.
Мартин готовил австрийских олимпийцев к Сочи-2014 (в медальном зачете Австрия стала 9-й, по числу наград — 7-й). Хэммерле помогал спортсменам восстанавливаться после травм, в том числе после разрыва крестов.
К тренерскому штабу больше всего вопросов. У Гиздоля нет опыта борьбы за высокие места, а в помощники он позвал лучшего друга из 5-й лиги
9. Самые публичные лица московской команды Рангника — тренерский штаб. Сменщик Николича Маркус Гиздоль, похоже, стал вынужденной кандидатурой. «Когда руководство приняло решение поменять тренера, нужно было в течение недели найти замену. Тренера с опытом работы с молодежью, выбирать особо не было времени», — признавал Рангник. Более интересные варианты из его редбулльного прошлого, очевидно, оказались не готовы брать команду посреди сезона.
У Гиздоля нет самостоятельного опыта построения успешной и сбалансированной команды, зато он хорошо знаком Рангнику по работе его помощником в «Шальке». Маркус и не скрывает, что Ральф непосредственно помогает ему в тренерской работе в Москве: «Он рядом и помогает. Рекомендует игроков, помогает создавать атакующую игру. Мы будем советоваться, но выбор состава — решение главного тренера».
10. С Гиздолем связано и другое, еще более странное назначение. Маркус взял себе в ассистенты Лутца Зибрехта. За плечами 54-летнего немца только опыт работы спортивным директором «Ульма» и «Штутгартер Киккерс», потолок — 4-я лига Германии. В «Локо» он пришел и вовсе из пятой лиги.
В Германии Зибрехта называют лучшим другом Гиздоля. «Мы с детства были вместе, на одном предприятии учились на менеджеров по оптовым продажам. А после домашки всегда выходили во двор гонять мяч», — вспоминал Зибрехт в интервью Bild.
Лутц рассказывал, что на прошлое рождество они собирались у него дома, пили вино и разговаривали о жизни. Взять в помощники лучшего друга без необходимого опыта — максимально сомнительная идея.
11. Другого новичка на тренерской скамейке «Локо» позвал Рангник. Марвин Комппер играл у него в «Хоффенхайме» и «РБ Лейпциге». Год назад Комппер начал тренерскую карьеру — помощником в «Дуйсбурге» в третьей лиге. В «Локо» 36-летнего Комппера заявили в качестве аналитика.
Компперу пока тоже не достает тренерского опыта, но это назначение — в стиле Рангника. Как отмечал бывший тренер академии «Лейпцига» Алексей Шпилевский, Ральф любит молодых специалистов, которых можно формировать по своему усмотрению.
«Он любил приводить пример нового компьютера: «Жесткий диск еще пустой, на него еще не установили программ, поэтому его можно настроить под себя». Так же было в «Хоффенхайме» с видеоаналитиком Корнеткой, которого он взял журналистом без футбольного опыта, и с Меккелем, ставшим скаутом сразу после завершения футбольной карьеры.
Рангник уделяет много внимания медицине и (пока?) доверяет только знакомым
За четыре месяца Рангник с нуля создал селекционный отдел и обновил тренерский штаб. Похоже, особое внимание уделено медицинскому персоналу — в «Локо» пришли сразу три новых специалиста, включая главу отдела.
Судя по всему, такое внимание к физическому состоянию футболистов отчасти связано со спецификой российского футбола. Вот еще отрывок из интервью самого призрачного сотрудника москвичей Мартина Хэммерле, который пока наиболее конкретно и развернуто из всей команды Рангника рассказал о проекте «Локо»:
«В России расстояния необыкновенно большие. Мы пытаемся понять, что можно с этим сделать. Какие есть возможности для восстановления, если сразу после матча предстоит шестичасовой перелет? Другие темы — устойчивость к травмам или погода. Для русских холод — обычное дело, но в команде есть и игроки, которые привыкли к более теплому климату. Все это должно учитываться при планировании тренировок и сопровождении игроков».
Большинство новых управленцев «Локомотива» — давние знакомые Рангника или друзья друзей. Многих это напрягает, хотя у одного из таких знакомых знакомых Хэммерле (да, опять) есть логичное объяснение: «Он хочет выстроить команду, которая будет передавать его идеи. Чтобы эти идеи с такой же энергией и таким же подходом воплощали в жизнь, он на первых порах доверяет людям, с которыми уже работал».
Рангник в Москве летом уже пересобрал футбольную команду, а к ноябрю создал и полноценную структуру управления из подобранных им специалистов.
Теперь за результаты «Локо» отвечают не только купленные футболисты, но и десять друзей Рангника.
***
После публикации текста нашлись еще два члена команды Рангника.
Том Рейнолдс с октября стал главной технического скаутинга в «Локо». До этого он работал аналитиком в «Рединге» (2013-2014) и «Чарльтоне» (2015-2016). А последние годы провел в компании Opta, его самая свежая должность там — менеджер по инновациям в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Здесь он с помощью ИИ занимался дифференциацией игроков по ролям, а не просто по позициям.
«Определять черты поведения игроков на поле столь же важно для селекционных аналитиков, как и обращать внимание на их статистику. Игрок, идеально подходящий для ориентированной на владение мячом команды вроде «Дортмунда», может не подойти более прямолинейной команде вроде «Хетафе». Будет ли справедливо напрямую сравнивать умения Уан-Биссаки и Трента на продвинутом уровне, учитывая, что они явно выполняют разные роли в своих командах? На бумаге оба — правые защитники, но, если честно, этот ярлык так же устарел, как пестрые футболки Хорхе Кампоса из 1990-х», — писал Рейнолдс в одной из статей.
Другой новичок команды Рангника — 29-летний аналитик Эван Фрейзер Шарп. Клуб зарегистрировал его в РПЛ 6 ноября. У Шарпа есть опыт работы в системе «Ред Булл». В 2015-м он работал с молодежью «Нью-Йорк Ред Буллс», а с 2017 по 2021 годы был аналитиком в главной команде, занимаясь как разбором матчей, так и скаутингом (в перерыве между приходами в «Ред Булл» был еще сезон видеоаналитиком в «Чикаго Файр»). В феврале 2021-го Шарп был назначен ассистентом тренера в «Торонто», откуда и перебрался в Москву.