наверх

Новости Футбола России
40 2693
 
+7

Вячеслав Чанов: Акинфеев выжил после встречи с убийцей

 
Тренер вратарей ЦСКА, представитель великой вратарской династии Вячеслав Чанов за два часа неспешной беседы рассказал обозревателю Sportbox.ru Константину Столбовскому столько интересного, что в заданный формат не уместилась и десятая часть. Как изменилась жизнь вратаря, почему Акинфеев стал Акинфеевым, как ответить Веллитону, отчего не нужны вратари из Африки, кто играет с голосом — Чанов знает об этой профессии все…

— Давайте подсчитаем, Вячеслав Викторович, сколько предсезонок вы прошли в своей футбольной жизни.

- Можно с 1967 года летопись начинать.

— Ну вот, юбилей, стало быть, не за горами. Этот вопрос я не из праздного любопытства задал, а вот с какой целью: как за это время изменилась работа вратаря — не в игре, в тренировке? Обыденная, повседневная, черная работа…

- Тут очень серьезные изменения. Если вдаваться в специфику, мы с вами очень быстро заблудимся, а в общих чертах скажу так: раньше почему-то считалось, что вратаря в работе нужно обязательно «убить», заставить его пахать на выживание. Сейчас к нему гораздо более бережное отношение.

— И правильно. Чего ему убиваться? Это полевые гоняют по десять километров за игру, а вратарю в «рамке» хорошо — стой да посвистывай.


- Да. Но только полевые за матч по полтора- два килограмма веса теряют, а вратари по четыре почему-то. Полевые после игры на бутерброды внимания не обращают, только водичку пьют и чай, а вратари голодные как волки.

— Последние лет восемь вы работаете в команде, где нет вратарской конкуренции. С Игорем Акинфеевым действительно невозможно соперничать?

- С этим мальчиком я начал работать, когда ему было 14 лет, и продолжаю работать каждый день. Поэтому у меня нет ощущения, что он великий вратарь. Он пахарь, каких мало. Я знаю его наизусть, вдоль и поперек, мне известны все его сильные и слабые стороны, поэтому ответ такой: конкурировать с Игорем, конечно, можно, как с любым другим человеком. При одном условии — если он остановится и перестанет работать над собой. Если он, давно находящийся в статусе маэстро, перестанет ежедневно играть гаммы.

— Что есть гаммы для вратаря?

- Мяч внизу — мяч вверху. Мяч внизу — мяч вверху. Голова — рука, голова — рука. И так до бесконечности.

— Когда Игорю было 14, вы уже понимали, что растет большой вратарь?

- Да, были все предпосылки. Так же, как сейчас есть предпосылки думать, что большим вратарем может стать Паша Овчинников, 1998 года рождения мальчишка, который тренируется у нас в школе. Вообще старые умные книжки нас учат, что до 12 лет мальчик не знает, кем он будет. Но бывают исключения. Акинфеев, например, в этом смысле исключение. Как и я. Я всегда знал, что буду играть в воротах.

— Были в вашей тренерской карьере более талантливые, но не состоявшиеся ученики?


- У меня, по счастью, большинство как раз состоявшихся. Гончаров, Новосадов, Кутепов, Габулов, Мандрыкин и еще много-много замечательных ребят, но Акинфеев в этом ряду все равно стоит особняком. Игорь очень своеобразный человек, в своем роде феномен. Чтобы не философствовать лишний раз, возьмите российские вратарские рекорды и посмотрите, кто их автор. Он же почти все на себя переписывает. Феномен Акинфеева еще и в том, что он прошел через две такие травмы, на которых многие ломаются.

— Стать вратарем большого клуба в 16 лет — тоже непростая история.


- Игорь начал рано, это правда, но к основе он все равно подходил плавно, не на рывке. Сережа Ревякин, кстати, в прошлом году дебютировал куда покруче, чем Акинфеев, там вообще настоящий детектив был: 16 лет, «Анжи», пенальти, сломанная рука… В ранних вратарских дебютах нет ничего удивительного. Это, скорее, норма, чем исключение: вратари рано взрослеют. Гораздо раньше полевых. Я учился в восьмом классе, когда папа стал приводить меня на тренировки взрослой команды донецкого «Локомотива». Там такие мужики по воротам палили! И ничего, нормально, я руки держал. А потом, когда возвращался к сверстникам, — отдыхал. Вот сейчас Паше Овчинникову так же легко в своем возрасте, он все давно знает и читает — Сеня бьет так, Вася бьет эдак, ничего нового. А когда его подтягивают в дубль, начинается совсем другая история.

— Всегда есть риск сломаться психологически на этапе такого перехода.

- А это уже совершенно отдельная тема. Когда мы говорим об особо одаренных вратарях, психология стоит на первом месте. 90 процентов вратарского таланта — это именно психология, а на оставшиеся 10 приходится все остальное — рост, реакция, скорость, координация, прыгучесть и так далее.

— Когда случаются такие ситуации, как у Акинфеева с Веллитоном, что чувствует тренер вратарей? И вообще — какова ваша оценка этой неоднозначной истории?

- А в чем ее неоднозначность?

— Многие уверены в том, что бразильский форвард сыграл так, как должен был сыграть, отрабатывая свой контракт: пошел до конца, создал напряжение…

- Если бы эпизод случился в пределах штрафной площадки и в несколько иной динамике, я бы мог принять эту версию. Но в той ситуации Веллитон шел не в мяч, а в человека. Это стиль Веллитона, его отличительная черта, фишка, принцип — ломать вратарей. Я как-то высказался в прессе в таком примерно ключе: Акинфеев выжил после встречи с убийцей… И вы даже не представляете, как это больно видеть. Травмы в футболе случаются разные, как в любом контактном виде спорта, но нанесенные умышленно всегда стоят отдельно. Это черная метка.

— В хоккее специально для таких случаев придумана профессия тафгая. В ЦСКА собраны крепкие ребята, и почему они тогда простили Веллитона, до сих пор непонятно.

- Прощения не было. У нас в клубе все грамотно. Если бы мы ответили здесь же, на фоне эмоций, — получили бы красную. Поэтому приговор был отложен. Плечо сколько Веллитон потом лечил, помните?.. Но это я вам сказок понарассказывал. Ничего не было, конечно, запомните, никакой мести. Чисто случайно парнишка подломился.

— Понимаем.

- Вообще же в схожих ситуациях вратаря обязательно должны прикрывать защитники — в прямом смысле, в физическом. Как только вратарь пошел на мяч с голосом, защитники обязаны правильно расставиться. А вы знаете, например, что далеко не во всех странах мира вратарь выходит с голосом? Школы-то разные. Это очень для нас странно, потому что голос — могучее оружие русского вратаря.

— Да, невозможно представить, чтобы вратарь играл молча.


- Есть, есть такие системы. Я когда в Германии начал играть, уже во втором матче получил предупреждение. Пошел на мяч со своим «Я-а-а-а!», а мне сразу бум — желтую.

— Касильяс играет без голоса?

- Он подсказывает активно, но на выход идет без голоса, да.

— Какие вратарские школы, кроме отечественной, вы цените особенно высоко?

- Вратарей нужно рассматривать на дистанции, то есть по признаку стабильности. Поэтому я пока не считаю хорошим вратарем, например, де Хеа. Поэтому меня не впечатляет итальянская школа, включая Буффона и Пальюку. Мы, испанцы и немцы — вот такие у меня личные предпочтения.

— Коль скоро у нас в России так хорошо с профессией, почему половина клубов РФПЛ нарушает святой принцип: вратарская позиция — своя. Зачем тащат легионеров?

- Я этого тоже не понимаю. Кому то, наверное, лень работать с вратарями, кто-то просто не умеет.

— Кто-то делает деньги на пустых трансферах…

- Нет, эту тему я даже обсуждать не хочу.

— Кого отметите среди десятков вратарей, прошедших через российских футбол?

- Отмечу Диканя, но он ведь наш, по сути. Я глубоко убежден в том, что на родину великого Яшина нечего привозить вратарей из Африки. Это, конечно, метафора, но она отражает мое понимание проблемы. Российская вратарская школа — одна из лучших в мире, это сильнейшая школа, мы никому тут не уступаем. Сэр Алекс Фергюсон, вы извините за хвастовство, недавно делегацию в ЦСКА присылал — посмотреть, поучиться уму-разуму.

— Хорошо, вот в «Локомотиве» сейчас бразильский вратарь, Гильерме. Как он вам?

- Этот, кстати, ничего, в порядке. Хороший. Бразильцы вообще в последнее время в нашем деле здорово прибавили. Если раньше считалось, что ворота у них всегда пустые, то, начиная с Таффарела, пошла хорошая плеяда.

— Вопрос, может быть, слишком общий, но на него нужно искать ответ. Почему при всем величии отечественной вратарской школы мы не востребованы в мире? Почему способный испанский мальчишка де Хеа попадает в «МЮ», а наши уходят в «Мордовию», «Аланию», «Уфу»?

- Вопрос действительно широкий. Я готов назвать две причины, у которых есть вес. Первая — языковая проблема.

— Ну, это в наше время несерьезный довод, согласитесь. Кто хочет, кому нужно — берет язык за год.

- Согласен, но тем не менее такая проблема есть, Россия в этом смысле, к сожалению, по-прежнему держит дистанцию. Второе — наша ментальность. Мы с трудом адаптируемся к новым условиям. Так же, кстати, как скандинавы, — финны, шведы, норвежцы, которые почти обязательно говорят на английском. Мы уходим в Европу очень тяжело. Я на закате карьеры, с 38 лет до 44, поиграл за границей, в Германии, и на собственной шкуре испытал все трудности адаптации русского человека к немецкой действительности.

— Причина, наверное, уважительная, но хочется же славы. Хочется, чтобы русский вратарь играл не только в ЦСКА, но и в «Реале» тоже.

- Понимаю. Рано или поздно — сыграет обязательно.

— Акинфеев, кстати, способен выдержать конкуренцию в «Реале», как думаете?

- Никаких сомнений.

Константин Столбовский, Sportbox.ru

Марбелья, Испания
фото Новость опубликовал
kazak777
02 марта 2013 года, Суббота 13:58 http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Futbol/Russia/premier_league/spbnews_NI364864_Vyacheslav-CHanov-Akinfeev-vizhil-posle-vs
 

Комментарии болельщиков (40)

свернуть ответы
фото kazak777
Хорошее интервью о русской вратарской школе, есть там и о Гилерме. Вообщем рекомендую к прочтению)
фото 1ccc2ccc
Ну по поводу стыка с Велитоном это он загнул ...Не было там "убийственной" грубости ...
-2
фото kazak777
понравился ответ о том что отомстили велику. хорошо когда в команде горой за своих.
фото 1ccc2ccc
Ответ понравился ...если только он не приврал насчёт мести : у меня большое сомнение что Велитон травмировался благодаря "мастерству мстителей" . Если бы повредили ногу ...тогда да , а ключицу - не верю ...А приврать есть смысл : типа пусть знают нашу крутизну и боятся ...
-2
фото kazak777
не думаю что Чанов будет набирать висты дешевыми понтами. не тот человек. от Валеры можно было бы такое ожидать, но не от Вячеслава Викторовича.
1
фото 1ccc2ccc
А он не себе висты набирает ...для команды . Такое заявление или имеет определённую цель , или , мягко говоря, не умно ...Если это была месть - кому надо узнают и поймут , а бравировать этим в СМИ - скорее потеря персональных вистов .
-1
фото kazak777
как знать. нейтральному болельщику понравилось(на примере себя говорю), значит высказывание было успешно. да и тебе ты говоришь ответ Чанова понравился, следовательно все в масть, как говорится. а по поводу отечественной школы вратарей очень сильно сказал! надо своих растить...
1
фото 1ccc2ccc
На первый взгляд - в масть , а если вдуматься - "попахивает "...Ну да ладно ...интервью интерсное .
-1
фото kazak777
более чем...
1
фото Корнилыч
Он не приврал насчет мести. Я в этом даже не сомневаюсь. Год назад его Березуцкий бил так, что "киллер" даже к мячу боялся подбегать. А получив очередной стык был заменен. Месть была очевидна, и выполнена очень искусно. После этого матча Веллитон стух окончательно.
5
фото 1ccc2ccc
Возможно и так , но заявлять об этом в эфире не стоило - похоже на запугивание остальных ...Дурной тон , причём с детской бравадой , перечитай ... Да и повторюсь : " у меня большое сомнение что Велитон травмировался благодаря "мастерству мстителей" . Если бы повредили ногу ...тогда да , а ключицу - не верю ..."
-1
фото Корнилыч
Может было и не стоит этого говорить публично, но сказанное им для меня было очевидно ещё тогда. Я ранее в своих комментах высказывался уже по этому поводу. Короче я с тобой не согласен.
2
фото 1ccc2ccc
В чём , интересно ...Месть и я допускаю , то что не стоило об ней трещать в эфире ты признаёшь ...А трёп про их виртуозное мастерство "мщения" типа " У нас в клубе все грамотно." пусть оставит потомкам ...
-3
фото Корнилыч
Вот натура у людей -цепляться за слова)). Я например, в интервью больше обратил внимания на его оды о нашей советско-российской школе вратарей. По советской школе вопросов не возникает, а вот по российской.... Может это интервью специально и преподнесено как пиар акция вратарской школе? Слишком он нахваливает нашу "серость", которая в настоящее время выделяется ,на фоне "западных аналогов".) Я склонен считать, что в советский период наши вратари были на голову сильнее, чем сейчас.
фото 1ccc2ccc
Про цепляться не понял : мы обсуждали конкретный фрагмент ...
А в целом вью интересное , спору нет .
-2
фото Корнилыч
про цепляться- это я про себя)))
фото 1ccc2ccc
А-ааа ...ну это конечно )))
-1
фото Локо016
Акинфеев придурошный придурок. Жаль что его велитон не замочил
фото LadyLoko
Опа-на...ты, поди, великий спец, коль "диагнозы" раздаёшь...?!
фото bush1
конское быдло Акинфеев сам нарушал на Веллитоне - пытался ударить его в воздухе бедром, да не фартануло. именно поэтому он и приземлиться нормально не смог. а потом разорался, как базарная баба
1
фото Глобус
Точно. Эта девка потом на всю страну опозорилась, когда матом стала орать. Не вратарь, а -
Цитата: bush1
конское быдло
1
фото Корнилыч
Как спортсмен-профи он для меня -вратарь хороший. Ну а человеческие качества, мягко говоря, меня не впечатлили. Хотя с другой стороны- хороший спортсмен, ещё не значит- что хороший человек. Быдлятины, гомосятины и прочей мерзятины хватает в футболе так же, как и везде, в повседневной жизни. Но в конце то концов мы в футболе ценим их умение играть в эту игру. А все остальные качества вторичны.
фото Глобус
Он и вратарь не очень.
фото Корнилыч
Может быть и не очень. Но на трансфермаркете высокая цена на него наверное, не просто так?
фото LIONHEART
Ну ты вообще специалист по вратарям! Гилерме у тя слабак, Акинфеев не очень. А Фильцов, который путем в своей жизни еще и не играл - отличный вратарь)
1
фото enver
Комментарий удален модератором. Почему?
фото aleksis
Я тоже не считаю его лучшим вратарем. Да, безусловно, Акинфеев обладает достаточной квалификацией, но тут ведь смотря с кем и как сравнивать. Ему изначально повезло, что он попал в ЦСКА - один из сильнейших в стране клуб, где вообще собраны футболисты высокого класса. А вот удалось бы ему проявить себя хорошо, начни он, предположим, в "Кубани", "Ростове" или "Крыльях", где футболисты менее мастеровиты, в том числе и при игре в защите? Далеко не факт! Может быть, он стал бы в итоге одним из многих, и до сборной никогда не добрался...
-1
фото aleksis
Думаю, даже сейчас, поставь Акинфеева, допустим, в ворота "Крыльев" или кого-то еще - и никакое мастерство не поможет ему. Будет пропускать за милую душу! Так что нескромно, да и несправедливо называть его лучшим вратарем чемпионата. Просто все вратари поставлены в разные условия, а поставь их в ворота ЦСКА, то некоторые, глядишь, и переплюнули бы Акинфеева!
1
фото 1ccc2ccc
А все остальные качества вторичны....
вот это более чем спорно : есть индивидуумы , вызывающие неприязнь при всём их мастерстве . У меня , по крайней мере .
фото Корнилыч
Спорно конечно...Для кого как...Я (например)низко ценю человеческие качества Ибрагимовича, но его игрой восторгаюсь. ))
2
фото Zul
Заголовок неприятный, в той ситуации оба шли на обострение. А крайним стал Веллитон.
1
фото daimonTM
Конифей норм воротчик и мужик тоже. Крепыш еще тот. Он уже 2 раза подобную травму получал. После первого раза вообще говорили может и с футболом завязать, но он вытерпел, поборол травму и даже играть стал лучше, злее.
Капитанскую повязку в сборной я бы ему дал, а не этому бомжу. Еще бы защитник
нормальный + Игнашевич, вместо этих поленьев, была бы у нас норм оборона.
1
фото LadyLoko
Капитанской повязки в сборной Акинфеев точно достоин...Ну уж никак ни этот Денисов. И это не сарказм... au
фото enver
акинфеев - форева,игорьку удачи огромной
-2
фото DaemonLoko
Раздули интригу с игрового эпизода. Этот невдалый конь приземлился неправильно. А шумиху подняли типа в этом Веллитон виноват. Да а с того как он заржал благим матом я, честно признаюсь, посмеялся на славу.
5
фото bush1
именно. еще позабавили крики на тему "это вратарь сборной!!!". а если бы он так же наскочил на фонарный столб, тоже был бы виноват столб, потому что столб - не вратарь сборной?
3
фото DaemonLoko
А березы бы этому столбу жестоко отомстили )))
2
фото СерёгаЛоко
срать на игрока который не умеет приземляться,блин все защитники прыгая ставят противника в неловкое положение . Игорь, твоё место в раме а не на поле.
1

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ФУТБОЛА

04 декабря 2016, Воскресенье
03 декабря 2016, Суббота
16:37
 
+3
02 декабря 2016, Пятница
23:55
 
+14

ГОЛОСОВАНИЕ

Почему вы не посещаете домашние матчи Локомотива?