наверх

Новости ФК Локомотив Москва
10 1493
 
+18

Чемпионский поезд. В чем сила «Локомотива»?

 
Пока конкуренты пытаются решить внутренние проблемы, меняют тренеров в поиске стабильно качественной игры, «Локомотив» на всех парах летит к своему первому за десять лет золоту. «ССФ» рассказывает, за счет чего из неудачников последних лет «железнодорожники» превратились в главных претендентов на чемпионство.

Фактор первый. Эволюция вместо революции

Новые тренеры, возглавив команду, как правило, начинают с того, что обновляют состав: одних убирают в запас, других покупают, третьих хотят, чтобы купили. Леонид Кучук пошел другим путем – начал лепить команду из подручного материала. Для него первичны были система игры и тактика, а не исполнители (важный штрих к портрету белорусского специалиста: топ-клубы не тренировал, а потому не избалован россыпью звезд в обойме).

Сегодня многие специалисты отмечают значимость летнего точечного усиления «Локо» – трансферы Буссуфа и Диарра. С этим трудно спорить. Но к моменту переезда звезд «Анжи» в Черкизово (дебютировали они только в конце августа) «Локомотив» уже был командой цельной, обученной и понимающей, чего хочет от жизни. Точечное усиление – это когда в уже поставленную командную игру внедряются один-два новобранца, способные сделать ее еще лучше. Когда этой игры нет, никакие приобретения не помогут. Какой смысл вешать роскошную люстру на обваливающийся потолок?

Кучук грамотно расставил акценты, действуя последовательно. И в этом одна из его главных заслуг.

Кстати, по среднему количеству очков в матчах чемпионата России Кучук пока заметно превосходит всех предыдущих наставников «Локомотива». При белорусском тренере «железнодорожники» сыграли 23 матча в премьер-лиге, заработав 48 очков, то есть в среднем по 2,09 очка за матч. Показатели Владимира Эштрекова (2005), Славолюба Муслина (2006) Юрия Семина (1992–2005, 2009–2010) – 1,88; 1,86 и 1,84 балла соответственно.

Чемпионский поезд. В чем сила «Локомотива»?

Фактор второй. Ведение игры

«Локомотив» – самая стабильная команда чемпионата, прошедшая дистанцию 23 туров без функциональных ям и игровых спадов. Но стабильность «железнодорожников» еще и в том, что они очень ровно проводят матчи, не проваливаясь в отдельных отрезках. Если разбить матч на 15-минутные интервалы, то выяснится, что ни в одном из них у «Локо» нет отрицательной разницы мячей: 1–15-я минуты – 7:1; 16–30-я – 3:3; 31–45-я – 4:3; 46–60-я – 7:3; 61–75-я – 8:1; 76–90-я минуты – 13:6. На этот не самый примечательный статистический нюанс можно было бы не обращать внимания, если бы не одно но. Из всех команд чемпионата аналогичная стабильность наблюдается только у «Зенита».

Готовить команду к матчу – это одно. А вести игру по ходу поединка, вносить коррективы, мгновенно реагируя на любые изменения, – совсем другое. Во второй составляющей ремесла Кучук преуспел не меньше, чем в первой. У тренера «Локомотива» лучший показатель результативности замен среди всех наставников премьер-лиги – 10 забитых мячей и 12 голевых передач. После рокировок «железнодорожники» почти всегда прибавляют и никогда не становятся слабее. Что такое неудачная замена, «Локомотив» Кучука попросту не знает. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, насколько тонко тренерский штаб чувствует игру, просчитывает ходы, полагаясь на логику, а не на волю случая.

Чемпионский поезд. В чем сила «Локомотива»?

Фактор третий. Темповая атака

Иногда кажется, что «Локомотив» соединил в себе все лучшие качества других российских клубов: у «Зенита» взял комбинационную скорость, у «Динамо» – фланговую агрессию, у «Спартака» – массивную атаку, у «Амкара» – боевитость. И усовершенствовал их. На сегодняшний день «железнодорожники» являются лучшими по голам, забитым после фланговых атак (14), а также ударами головой (11). И единственными, кто после быстрых атак забивает больше, чем после позиционных (17/14).

Брюзги и нежные ценители комбинационного футбола наверняка усмотрят в этих цифрах отражение оборонительного стиля – вот, мол, второй «Рубин» выискался. На деле же «Локомотив» проповедует, возможно, самый современный футбол в России – прагматичный, темповый, тотальный. И конструирует атаки, опираясь на три ключевых компонента, без которых невозможен современный футбол, – скорость паса, скорость мышления, скорость движения.

Как эта модель работает. Мобильная средняя линия обеспечивает стремительный выход из обороны в атаку. В центре поля располагаются два опорных хавбека – Тарасов и Диарра (поскольку мы рассматриваем базовую тактику, будет правильно учитывать именно Тарасова, несмотря на то что он выбыл до конца сезона). Ни один из них не является номинальным разрушителем, оба поочередно выдвигаются вперед, взаимодействуя по всей вертикальной оси. При Кучуке Тарасов стал исполнять значительно больше атакующих функций. Во-первых, при росте Дмитрия это имеет смысл – может замыкать фланговые подачи. А во-вторых, в игре из глубины от российского полузащитника пользы меньше, чем от Диарра, славящегося длинными передачами вразрез. То есть Тарасов (на схеме – цифра 1) играет впереди даже больше, чем именитый напарник (2). Скажи Кучук об этом в августе, его бы, наверное, засмеяли.

Второй важный элемент атаки – подключения крайних защитников (3, 4), особенно Денисова, без сомнения, лучшего в премьер-лиге на своей позиции. Такое перемещение необходимо, чтобы насытить центральную зону – Майкон (5) и Самедов (6) получают возможность сдвигаться в центр к Буссуфа, создавая плотность на подступах к штрафной площади соперника. Если посмотреть, кто у «Локо» является лучшим диспетчером (Денисов и Самедов – по 6 голевых передач), то без лишних слов станет ясно: эта атакующая модель работает. Больше «железнодорожников» (42 гола) в этом чемпионате не забил никто.

Чемпионский поезд. В чем сила «Локомотива»?

Фактор четвертый. Позиционная оборона

И все-таки кое-что общее с бердыевским «Рубином» у нынешнего «Локомотива» есть: оборона, которую очень сложно взломать, если все игроки успели занять свои зоны. А они, как правило, успевают.

Уже отмеченная скорость в атаке характерна и для защиты. Именно скорость перемещения футболистов по полю – после потери мяча «железнодорожники» включают прессинг в центре, тормозя атаки соперника. Пока оппоненты раздумывают, куда лучше сделать пас, весь «Локомотив», за исключением Н`Дойе, оказывается за линией мяча. Хавбеки Майкон (1) и Самедов (2) опускаются в глубину поля, один из опорников оттягивается к защитникам (3), а другой, если Денисов не успел вернуться назад, страхует его фланг (4).

Нельзя сказать, что оборона «Локомотива» неприступная, как средневековая крепость. Недостатки, конечно, есть. Просто на фоне нашего чемпионата и этих навыков игры в защите «железнодорожникам» вполне хватает, чтобы так мало пропускать (17 мячей; меньше (16) только у «Рубина»). В отличие от ЦСКА, «Зенита» и особенно «Спартака», команда Кучука не позволяет себе проваливаться позиционно (всего 3 пропущенных гола после быстрых атак соперника; столько же у «Рубина», меньше – ни у кого), не дает разбежаться, не пожарит на ровном месте, преподнося противнику подарки. Играет строго, дисциплинированно, классно держит «воздух», но не более того.

Уникальность «Локомотива» в другом – чаще остальных топ-клубов он играет по сопернику. Так, в матчах с сильными командами «железнодорожники» действуют ярко выраженным вторым номером, ставя перед собой задачу создать компактность в центре и на своей половине поля. Поэтому-то «Спартаку», «Зениту» и другим тяжеловесам в матчах с «Локо» так трудно было выйти на ударную позицию. Не подпускали. Против таких оппонентов Кучук играет по более закрытой модели. И тогда уже Денисов меньше бегает вперед, и Тарасов из универсального хавбека становится чистым волнорезом. Вспомните первый матч со «Спартаком», когда «железнодорожники», сковав красно-белых в центре, добились победы благодаря длинным забросам. Им и не надо было позиционно атаковать.

Чемпионский поезд. В чем сила «Локомотива»?

Во втором матче против «Спартака» Кучук избрал ту же модель. Вот только без основной средней линии (Тарасов, Диарра, Буссуфа) атака «железнодорожников» не имела глубины и быстрого развития. Все-таки Шешуков и Шишкин в разгоне комбинаций заметно уступают лидерам полузащиты. Тем не менее и в этот раз «Локо» был близок к победе – штанга, перекладина, спасающий ворота Дикань

Тот факт, что без основной полузащиты «Локомотив» имел игровое преимущество и не позволил сопернику наседать на свои ворота, лишний раз подчеркивает его поставленную командную игру. Другие при таких потерях развалились бы. А «железнодорожники», почти не заметив потери бойцов, продолжили гнуть свою линию. Чемпионскую ли – станет известно в мае. До очной встречи с «Зенитом» остается месяц.

Чемпионский поезд. В чем сила «Локомотива»?

Между тем, в XXI веке в чемпионате России команды, которые за семь туров до финиша лидировали в турнирной таблице, в итоге выигрывали золото десять раз из тринадцати. Исключениями стали «Спартак» (в 2007 году красно-белые финишировали вторыми), «Зенит» (в 2004-м – 4-е место) и сам «Локомотив» (в 2005-м – 3-е).

Михаил Борзыкин
фото Новость опубликовал
1ccc2ccc
03 апреля 2014 года, Четверг 00:00 http://www.sovsport.ru/blogs/blog/bmessage-item/25050
 

Комментарии болельщиков (10)

свернуть ответы
фото 1ccc2ccc
Одна из лучших статей последнего времени, жаль только что автор начинал её перед 23-м туром, а заканчивал уже после. В некоторых цифрах это заметно, но это мелочи - суть работы команды и тренера показана весьма точно и полно...
5
фото Russian_Klop
Превосходно. Нет залихватской хвальбы, но и на вентилятор не закидывают. Очень понравилось. Безусловный плюс.
З.Ы.: вот он - автор.
1
фото DaemonLoko
и сам «Локомотив» (в 2005-м – 3-е)

не хотелось бы повторения
фото Incredible
Да, шикарная статья конечно...
фото RusliK
Насчёт Денисова. Он для меня "атакующий защитник". Правда, со своей защитной задачей в матче со спартаком не всегда справлялся.могли бы из за него нам забить(
фото petrovich_united
Он после карточки, заметно осторожничал и недоробатовал!
1
фото irina_1992.92
Очень интересная и позновательная информация,автору большое спасибо.
фото Андрей Light
Отличная статья. Как всегда у Борзыкина вдумчиво с большим количеством информации. Кстати ранее он не присматриваться к Локо настолько детально и кое какие ошибки были. Сейчас все по делу. Молодой мужик 86-года рождения. Уже сейчас один из лучших в футбольной аналитике.
фото sapsan
Статья хорошая,но зачем бежать впереди паровоза? Какой чемпионский поезд? Вот когда станем чемпионами,тогда хоть обпишитесь на эту тему.
фото Только с ЛОКО.
Статистика позволяет нам стать чемпионом.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ФУТБОЛА

11 декабря 2016, Воскресенье
10 декабря 2016, Суббота
09 декабря 2016, Пятница
08 декабря 2016, Четверг

ГОЛОСОВАНИЕ

Болеете ли вы за российские клубы в ЛЧ и ЛЕ?